Швейцарские железные дороги можно сравнить только с немецкими автобанами. Едешь вроде бы как все, смотришь на спидометр – опа! – а стрелка болтается где-то в районе 180 км/ч. Так же и здесь – скорость не ощущается вовсе, вагон не раскачивается и не подпрыгивает на стыках. Даже заснуть «под перестук колес» не получится – нету их, перестуков. Чем дальше в горы, тем больше поворотов. Тоннели, мосты… После станции Филизур пассажиры гроздьями свешиваются из вагонных окон с фотокамерами в руках – проезжаем самый высокий железнодорожный мост в Швейцарии. Впечатляет.
Один из лучших горнолыжных курортов Европы, входящий в клуб Best Of The Alps, Санкт-Моритц встречает нас сильным ветром. По привычке взгляд шарит по окрестным горам, отмечая станции и опоры канатных дорог, широкие склоны для комфортного катания – это горнолыжная область Корвилья, «домашняя» для Санкт-Моритца. Сейчас здесь преобладает зеленый цвет, но на верхних склонах, выше 2700 м, снега еще полно. Основные канатки работают тут и летом, забрасывая наверх туристов и байкеров – маршрутов для горного велосипеда здесь великое множество. Но нашей группе особое доверие: мы получаем возможность прокатиться на электро-байках (e-bike) от Санкт-Моритца до городка Зильс (Sils) и обратно, вдоль озер St.Moritzer See, Champfer и Silvaplana.
Зильс расположен на берегу четвертого и самого большого озера в регионе – Segl. Сам по себе «озерный» маршрут не сложный, есть лишь два небольших подъема, справиться с которыми и помогает электрический привод. Вообще – если кто не знает – электро-байк не едет сам по себе, крутить педали все же приходится. От обычного велосипеда e-bike отличается весом (он заметно тяжелее нормального велика), наличием аккумулятора, электропривода и переключателя с тремя режимами – Eco, Standard и High. Осваивать новый снаряд оказалось довольно просто. Переключатель скоростей справа, переключатель режимов – слева, тормоза – как обычно. Даже в режиме Standard электро-байк с легкостью заезжает на достаточно крутые подъемы, но главное его достоинство я смог оценить лишь через несколько дней, на горных серпантинах близ города Локарно. Но об этом позднее.
Летние красоты швейцарского Энгадина описанию не поддаются: синее небо, белоснежные вершины гор, прозрачные горные реки, водопады, цветущие луга – ни одна фотография не сможет передать тех впечатлений, которые ожидают каждого, кто приедет сюда летом. Но побывать в горах и не подняться туда, где еще лежит снег, было бы неправильно. На этот случай у региона Энгадин Санкт-Моритц всегда есть «козырь в кармане» – это подъем на вершину Дьяволецца (2978 м) в массиве Бернина.
В этом июне снега здесь было гораздо больше обычного. Пришлось убедиться самому – обычные пешеходные и альпинистские маршруты были завалены снегом, который под июньским солнцем напоминал пропитанную водой губку. С трудом добрался до верхней станции кресельного подъемника Sass Queder, откуда вниз уходит горнолыжная трасса, укрытая специальным материалом для сохранения снежного покрытия. В октябре здесь снова откроется горнолыжный сезон и этот «прошлогодний снег» очень пригодится.
От горного приюта Berghaus Diavolezza открывается потрясающий вид на весь массив Бернина (4049 м) и ледники Pers и Morteratsch. Наслаждаться ледниково-скальными пейзажами можно, конечно, как обычно – сидя на открытой солнечной террасе, неспешно потягивая пиво. А можно – сидя в «горном джакузи». Впрочем, пиво джакузи никогда помехой не было… К сожалению, невооруженным глазом видно, насколько сильно уменьшилась толщина льда за последние годы – ледники продолжают таять.
Возможно, притормозить таяние реликтового льда помогут новые технологии, в частности такие, как были применены при строительстве и эксплуатации отеля Muottas Muragl. Все источники энергии здесь возобновляемые – начиная от производства электричества с помощью солнечных батарей и заканчивая получением горячей воды путем закачивания в глубокие скважины. Современные и экологичные материалы, которые применялись при строительстве и отделке отеля, способствуют сохранению тепла, что немаловажно, если учесть, что Muottas Muragl расположен на высоте 2455 м. Отель служит очень удобной стартовой точкой для многих пешеходных и маунтинбайк-маршрутов.
До всех станций подъемников в Энгадине можно добраться с помощью обычного общественного транспорта – железнодорожного или автобусного. Кстати, автобусы в Швейцарии тоже особенные – где еще обычный транспорт делает «ку!» в сторону пассажиров? А вот автобусы в Энгадине именно это и делают – «приседают» в сторону тротуара, оставляя зазор между ступенькой салона и бордюрным камнем в пару сантиметров. Конечно, если путешествовать по Швейцарии на общественном транспорте, то лучше всего иметь в кармане Swiss Pass – проездной билет, по которому можно перемещаться на любом виде транспорта, кроме самолета и такси. Очень удобная штука – если пользоваться ей постоянно. Одна только загадка осталась для меня неразгаданной – каким образом водители трамваев и автобусов знают, что Swiss Pass лежит у меня в кармане? Кроме контролеров в поездах его у меня никто не спрашивал…
Павел Черепанов
Мы наконец нашли российского туроператора по Швейцарии, который любит активных путешественников и умеет с ними работать. И которого не совестно рекомендовать тем, кому интересно попробовать то, о чем мы рассказываем. В Бюро-3-Виза есть уже готовые активные туры, а еще им по силам собрать индивидуальную программу в зависимости от ваших возможностей, способностей и привычек. Бюро-3-Виза: Москва, Печатников пер., д.13, тел.: +7 495 621 4919, email: info@myswiss.ru