Лас Леньяс, Патагония. Аргентина

(продолжение… начало здесь)

Задают вопрос: «На что похоже»? Отвечаю: «На Луну до высадки человека». Если серьезно, то на любой действительно высокогорный, в определенной степени изолированный от внешнего мира курорт. На Валь Торанс, например. Признаков жизни вокруг никаких, одни горы, никакой растительности. Ну, и от Луны что-то тоже есть. Разница в том, что под Валь Торансом все-таки и лес, и Менюир, а за перевелом Мерибель с Куршевелем, доступные на подъемниках. А в Лас Леньясе ниже уже некуда и соседей как не было, так и не предвидится. И деревья… вернее их отсутствие.

Мало кто принимает в расчет это обстоятельство, удивляясь качеству и количеству снега в Лас Леньясе. Деревья во время снегопадов и бурь являются своеобразным буфером, абсорбируют и ветер и снег из воздуха. Выше линии леса сильный снегопад вместе с ничем не стесненным ветрищем может погрузить в молоко любое пространство на несколько дней. Но когда это безобразие прекращается наступает рай. Лас Леньяс помимо прочего известен жестокими штормами, которые приносят с собой столько снега, что некоторые подъемники приходится сначала откапывать, а потом уже запускать. Из-за сильного ветра некоторые, в частности, креселка Marte, которая вытягивает на верхнюю точку курорта, могут стоять закрытыми и день, и три. Но крутейший во всех смыслах «верхний этаж» Лас Леньяса и бесконечность внетрассового катания, доступного с одной только этой креселки, стоят любого ожидания.

Ближайший аэропорт к курорту находится в Маларгуэ – городишке в предгорьях, в 80 км от Лас Леньяса, но летают туда только чартеры и в высокий сезон. Купить только билет достаточно сложно, места продают турфирмы Буэнос-Айреса вместе с полным пакетом услуг. Поэтому лететь скорее всего придется в Сан-Рафаэль (трансфер около 250 км) или Мендосу (500 км). Жить на самом курорте можно, но нужно исхитриться вовремя забронировать номер. Лучшее время для катания и, разумеется, высокий сезон — это июль-август. Размещения в Лас Леньясе немного – всего 3400 мест, на которые претендует все более или менее состоятельные граждане трехмиллионного Буэнос-Айреса и полоумные бразильцы, которые снега в глаза не видели и собирают его здесь в пустые бутылки, чтобы отвезти показать родственникам. Самый простой способ бронировать отели и апартаменты – через сайт курорта.

Курорт богат всего на две 5* гостиницы (классический Piscis Hotel и дизайнерский Virgo), несколько четверок, троек и комплексы апартаментов. Все жилье рядом с подъемниками – курорт небольшой и компактный. Четыре антикварные ски-баса, похожие на школьные автобусы, курсируют 24 часа в сутки для того, чтобы гости не разъезжали по Лас Леньясу на машинах. Вся инфраструктура – от отелей до пунктов проката и подъемников, как говорится, базовая. Собственно, уже после встречи с раскрашенного под ски-бас древним «мерседесом» понимаешь, что что-то тут не так… как обычно. Курорт проектировался французами, которые в 70-х годах нагородили у себя в Альпах пролетарских бетонных многоэтажек, и свое 25-летие в 2008 году Лас Леньяс отметил практически в первозданном виде. Поэтому забудьте про шале и гестхаусы из камня и дерева, камины, охотничьи трофеи по стенам и прочую альпийскую «экзотику». Равно как и об apres-ski в привычном его понимании. Пусть вас не смущает двухэтажный ресторан-бар Innsbruck на выкате – здесь чинно едят и пьют в урочное время, никаких безобразий.

Понимаю, звучит не очень вкусно, но первое впечатление от самого крутого в прямом и переносном смысле аргентинского курорта очень обманчиво! Все окружающее вас здесь на 2200 м над уровнем моря (база) к сути дела не имеет ни малейшего отношения. Возможно несколько унылый с виду, Лас Леньяс становиться фантастическим, когда вы поднимаетесь на хребет, с которого курорт можно рассматривать как на ладони. Подобные ощущения восторга от предвкушения отличной каталки, должно быть, испытывают те же французы, приезжающие кататься в Красную Поляну или Приэльбрусье. Несмотря на огромное количество детей на «нижнем этаже» Лас Леньяса, курорт ни разу не детский. Странно, что в самой Аргентине его предлагают как семейный. Да, по фасаду гряды, у подножия которой лежит Лас Леньяс, довольно спокойный рельеф и даже красные трассы несколько переоценены в сложности. Да, длинный и пологий выкат из-за гребня слева от основного района катания больше похож на учебный полигон, каковым он и является. Да, солнце из этой чаши иной раз хочется даже чуть повычерпать, а ребятню в очередях на подъемники разогнать вместе с доброй сотней инструкторов. Но вы поднимитесь на самый верх, на крышу этого 3430-метрового хребта! Вниз до самой базы отсюда идет, пожалуй, единственная реально красная, если не черная, трасса на курорте с перепадом 1230 метров, длиной 7 км и вполне себе кубковым профилем, от которого хочется остановиться и подышать еще где-то на первой трети. Хотя, люди опытные и понимающие, поднимаются наверх даже не за этим.

Размеченных и подготовленных трасс в Лас Леньясе по альпийским меркам раз-два и обчелся – 30 штук или около 60 км. На день с обедом. На два, если очень лениво. Подъемников 14, из них шесть бугелей. При всем желании не развернешься. Зато как глянешь на все, что промеж, да поверх креселок и основной зоны катания, тут уж не знаешь за что хвататься. За сердце, за доску, или лыжи. «Домашняя» гора Лас Леньяса Los Fosiles освоена хорошо если по пояс! И с только с одного бока, если так можно выразиться. Креселки в основной зоне катания покрывают уже выполаживающуюся часть массива и вытягивают максимум на 2500-2600 метров. Как будто специально для разминки с одной из них в сторону от проторенной красной дорожки сваливается под углом в 35-40 градусов неподготовленный склон с единственной официальной черной трассой на карте курорта. Весь крутяк выше этого уровня, забитый снегом и разлинованный кулуарами, стартующими с 3430 метров, лежит не тронутым. И добраться до этой красоты – вопрос 30-40 минут: три очереди канатки и траверс наверху по гребню до выбранной точки старта.

Описывать почти две с половиной сотни внетрассовых маршрутов в Лас Леньясе — занятие требующее опыта человека вроде Томаса Перрена, швейцарского гида родом из Санкт-Галлена, последние 20 лет живущего на курорте. Он говорит, что катания в Лас Леньясе для опытного фрирайдера хватит на несколько летних сезонов даже без хели-ски. Добрая половина маршрутов так или иначе просматривается снизу и с креселок, вытягивающих на гребень. Часть уходит сверху стороной и выныривает из-за соседних гор только у самого курорта. Аргентинцев, составляющих львиную долю гостей на курорте, на этих спусках практически нет: во-первых, ходить пешком с лыжами-досками на перевес не любят, во-вторых, уровень катания в среднем не позволяет. Некоторые отчаянные головы, спустившись первые двадцать-тридцать метров с гребня в сторону курорта и так и не увидев из-за карниза впереди склон, отстегиваются и карабкаются обратно.

Тех, кто двигает дальше вниз ждет очень непростая история. Нужны реально сильные ноги, очень хороший уровень катания и отменные лыжи, чтобы вырваться отсюда на знаменитую «пудру». Верхние склоны по периметру гребня, обращенному к Лас Леньясу, в среднем 35-45+ градусов. Снег здесь часто задутый, сбитый в камень. Зацепиться не за что, сорвался – долетишь до конца. С бумажкой в кармане, где написано, что совершил это без принуждения, в твердом уме и здравой памяти – ее на подпись перед выходом на траверс на гребне тебе дает специальный сотрудник спасательной службы, дежурящий здесь с утра и до вечера.

Понятное дело, именно так заканчивать свое пребывание в этом фантастическом месте не только нежелательно, но и совершенно необязательно. Во-впервых, если очень хочется уйти далеко в сторону с трасс служба гидов Лас Леньяса предлагает несколько продуманных и насколько это возможно безопасных внетрассовых маршрутов в компании гида, удовольствие от которых можно растянуть не на один день. Называется это Extreme Expedition и подразумевает череду забросок на определенную точку с помощью скиду, короткий ски-тур и спуск по заранее намеченому склону в сопровождении гида и «под присмотром» спасателей. Другой вариант – это договориться с тем же Томасом или нанять другого гида на несколько дней, чтобы спокойно привыкнуть к здешнему снегу и слонам, и в удовольствие сделать пусть и только десятую часть того, что предлагает Лас Леньяс – будет повод вернуться!..

(продолжение — здесь)

Автор

Proalps — это творческое объединение профессиональных путешественников, журналистов и фотографов. Нас объединяет активный образ жизни и это большое путешествие в больших горах. Альпы зимой и летом. Блог, новости, личный опыт и впечатления, фото и видео. Мы хотим сделать для вас эти горы для всех ближе, горцев — понятнее, а отдых в горах — содержательным и разнообразным.