Андерматт

Итак, что нам известно об Андерматте из открытых источников? 300 лет назад здесь, в гранитных скалах, был прорублен первый туннель — мрачная дыра в горе, известная под названием Урнерлох, шириной была не более двух метров. В 1707 году великий Гете описал в своих заметках путешествие через этот туннель и открывшуюся затем панораму высокогорного плато: «Из всех мест, которые я знаю, это — самое интересное и любимое».

Через 100 лет, в 1804 году, немецкий поэт и драматург Фридрих Шиллер, автор драмы о швейцарском герое Вильгельме Телле, так описал Урнерлох: «Кажется, что находишься в королевстве теней, но вот открывается черная, ужасная дверь, и взгляду предстает удивительный мир, где можно видеть праздник Весны и Осени».

Через 300 лет изменилось немногое: туристы стали попадать на перевал Оберальп (Oberalppass), за которым лежит Андерматт, не пешком через Урнерлох, а в вагоне комфортабельного поезда. Обычного или, например, панорамного Glacier Express, который связывает историческим маршрутом Церматт, Давос и Санкт-Моритц, и делает короткую остановку в Андерматте. Однако впечатления схожие – от ослепительной белизны окрестных склонов невольно закрываешь глаза.

История горнолыжного освоения склонов в районе Оберальпа началась в 1904 году, когда в общине Андерматт появились четверо норвежцев, и на курорте стал популярен новый стиль катания на лыжах — телемарк. Андерматт стал быстро развиваться как центр лыжного спорта. Задолго до того, как производство подъемников стало массовым во всем мире, здесь уже строили специальные канатки для подъема лыжников, а второй во всей Швейцарии бугельный подъемник был построен в 1937 году именно в Андерматте.

Сегодня Skiarena Andermatt-Sedrun – это небольшие зоны катания по обе стороны перевала Оберальп, куда входят Андерматт/Натчен и Седрун (Sedrun). Всего 125 км подготовленных трасс (40 км черные, 57 км красные и 28 км синие), две маятниковые канатки, семь кресельных подъемников и чуть больше десятка бугелей. Хафпайп, сноу- и кросс-парк в Седруне, и еще один сноупарк (G-Park) – на горе Gemsstock.

Маятниковый подъемник делит Гемсшток практически пополам – с одной стороны вниз можно спуститься по так называемому кулуару Шарли, с другой – по трассе олимпийского чемпиона Саппоро 1972 года и уроженца здешних мест Бернара Русси. Он, к слову, проектировал олимпийскую трассу в Красной Поляне, которую так нахваливают спортсмены, успевшие ее опробовать. С 1999 года на Гемсштоке ежегодно проводят соревнования Bernhard-Russi-Downhill – безумный спуск длиной 3500 м, скорость на котором ограничивают лишь 4 контрольных ворот.

Напротив Гемсштока находится гора Гюч (Guetsch) высотой 2244 м. Здесь четыре кресельных подъемника и несколько комфортных трасс. По другую сторону перевала Оберальп находится регион Седрун – две связанные подъемниками горы, Val Val-Chalmut (2300 м) и Cuolm Val (2215 м). Спуски ведут в сторону перевала Оберальп, деревушки Val Val (1900 м), а также в сторону поселка Dieni (1500 м).

Однако более всего сегодня Андерматт известен внетрассовым катанием – безлесные склоны вершины Гемсшток (2963 м), с их разнообразным рельефом и 300 кв. км (!) снежных полей, как нельзя лучше подходят для фрирайда. Таким исключительным условиям способствовала вырубка сосновых лесов – до середины XIX века местные жители успели пустить почти весь лес Урзенской долины на хозяйственные нужды и в борьбе с медведями, там обитавшими. Оставшийся лес над самим поселком не тронули – оставили прикрывать Андерматт от лавин. Но было уже поздно – из-за повышенной лавинной опасности в обход этих мест была простроена дорога через знаменитый перевал Ст.Готтард, вначале железная, а затем в горе был пробит автомобильный туннель.

Туризм стал развиваться в этих местах примерно 150 лет назад: местные жители решили открыть свой край для гостей со всей Европы. В конце XIX века в Андерматте были шикарные гранд-отели, такие, например, как «Белльвю» (1872), Гранд отель «Даниот» (1880) и отель «Готтард» (1890). Построенные у подножия горы Гемсшток, они превратили бывшую деревню в один из самых модных курортов Европы. Однако затем две мировые войны, смена направления транспортных и туристических потоков, а также военная база на перевале Оберальп повлияли на туристический бизнес в Андерматте самым негативным образом – о курорте попросту забыли, инфраструктура пришла в упадок, ни один из тех знаменитых пятизвездочных отелей увы не дожил до наших дней.

Вспомнили об Андерматте лет 20 назад, когда фрирайдеры уже освоили большинство внетрассовых склонов соседних Франции и Италии. А в 2007 году египетский мультимиллиардер Сами Савири (Samis Sawiris) представил проект дальнейшего развития Андерматта – как эксклюзивного курорта. На площади в 1,46 кв.км должны были появиться отели, апартаменты, магазины, поля для гольфа, а также спортивный центр с крытой ледовой площадкой, бассейнами и спортивными залами. Была приглашена команда архитекторов и образована компания Andermatt Swiss Alps. Однако из-за долгих согласований с военным ведомством и федеральным правительством первый камень в фундамент первого отеля был торжественно уложен только 31 августа 2010 года.

Еще пара интересных фактов: Андерматт является городом-побратимом российского Талдома, а в 1963 году местная бензоколонка послужила сценой для одного из фрагментов фильма Goldfinger – одной из частей знаменитой «Бондианы».

Автор

Proalps — это творческое объединение профессиональных путешественников, журналистов и фотографов. Нас объединяет активный образ жизни и это большое путешествие в больших горах. Альпы зимой и летом. Блог, новости, личный опыт и впечатления, фото и видео. Мы хотим сделать для вас эти горы для всех ближе, горцев — понятнее, а отдых в горах — содержательным и разнообразным.