(продолжение… начало – здесь)
Выяснив, что июль в Аргентине – это, считай, российский январь в лучшие годы, готовился к худшему. В смысле погоды. Теплого, непромокаемого и непродуваемого взял как если бы собирался штурмовать Аконкагуа. Не то, чтобы не пригодилось, но ни замерзнуть, ни промокнуть толком не удалось. Не в Буэнос-Айресе, по-крайней мере: прилетел – +7оС, улетал в +13оС. Внезапно выпавший как-то ночью снег оказался первым с зимы 2007 года и, кажется, стал событием года наряду с переизбранием правительства. Весь следующий день в новостях показывали новых министров целующихся с аргентинской президентшей и перепачканных с ног до головы подростков, скатывающихся вниз с клумбы, едва припорошенной мокрым снегом.
Один может только раз и то по глупости замерз. Полез в гражданском на креселку над Ушуаей смотреть на местный ледник. Только сел – снег повалил, ветер поднялся. Еле сковырнули меня с кресла на обратном пути служащие. В целом же глобальное потепление оно и в Южном полушарии глобальное – температура январская… простите, июльская, на курортах в среднем от -3оС до +5оС. То есть терпимо. В ясную погоду, какая часто стоит на севере и в средней части Патагонии, там где Лас Леньяс и Серро Кастор, днем так и вовсе бывает жарковато. В Серро Касторе на Огненной Земле немного по-другому. Конец света все-таки, мыс Горн, пролив Дрейка, Антарктика… Погода менее стабильная и предсказуемая. О солнце и креме от загара можно не беспокоиться: на этой широте зимой светило ползет низенько над горизонтом, а вокруг там Кордильер частокол – его (светило) может и не увидишь даже ни разу!
Однозначно стоит взять с собой в Аргентину переходник. Местные розетки с нашими гаджетами несовместимы в принципе. Поэтому для того, чтобы разряженные телефоны, плееры, ноутбуки и фотокамеры не висели на вас мертвым грузом купите переходник в Москве. Сколько вы потратите времени на его поиски в Аргентине неизвестно. С адаптерами и переходниками бывает туго даже в 5* отелях за пределами Буэнос-Айреса. И учите базовый испанский или возьмите за компанию владеющего им единомышленника, если собираетесь путешествовать по стране продолжительное время. Шансы встретить на улице, в ресторане, магазине англоговорящего аргентинца и, например, русскоязычного иммигранта одинаково невелики. Хотя, должен сказать, что первый же таксист в Буэнос-Айресе оказался выходцем из Кисловодска, а продавец телефонных сим-карт в ближайшем салоне сотовой связи – бывшим москвичом. Но то исключения. В целом же часто даже в отелях английским владеет только топ-менеджмент и guest-relations, а простой люд, с которым чаще всего и приходится иметь дело, говорит на кастильском.
Поэтому серьезные испытание ждут даже ваш наверняка классический испанский (если вы им владеете), который совсем не тот, на котором говорят аргентинцы: буква «ш» вместо «я», используемая в местном наречии – это еще цветочки! Главное, впрочем, не смущаться и переходить на жесты и подручные вспомогательные материалы (карты, часы, компасы) в затруднительных случаях. Народ Аргентины дружелюбен и чувствителен к чужой беде чрезвычайно, пусть даже только примерно представляет о чем идет речь! Так, например, водитель, возивший меня каждое утро из Ушуайи в Серро Кастор и вечером забиравший обратно, как ни в чем не бывало три дня разговаривал со мной на кастильском о горах, городе, Антарктике и вообще о жизни на краю света. И знал ведь, что я ни бум-бум, но как-то мы нашли общий язык! Вот только, зараза, не предупредил, что нужно штаны-то потеплее одевать, чтобы ледник смотреть. Или предупреждал, а я не понял…
Адаптер, разговорник, деньги (доллары предпочтительнее), любимые лекарства… из необходимого для жизни, пожалуй, все. Снаряжение – отдельная история. Основная публика, катающаяся на аргентинских куротах – начинающие, поэтому оборудование в прокатах соответствующее и по выбору и по состоянию. Тем не менее, в высокий сезон (июль-август) уже через час-два после открытия канаток можно не найти нужной ростовки или размера ботинок даже самой убитой снаряги. Пункты проката с топ-моделями и специфическими лыжами-досками встречаются редко. Добра этого, конечно, достаточно в магазинах (там, где они есть), но цены даже не московские, а на порядок выше. Напрашивающийся вывод – везти все с собой в любом случае. Однозначно нужно брать с собой и всю противолавинную снарягу, если трассы вас не интересуют. В местной Мекке внетрассового катания, Лас Леньясе, например, трансиверы доступны только в том случае, если вы берете гида. Взять напрокат негде.
И, кстати, о гидах. Как напутствовал меня один швейцарский специалист: «Для фрирайда ищи какого-нибудь француза или швейцарца из гидов – они там горы лучше аборигенов знают!». Во всем, что касается трасс прекрасно справляются и сами аргентинцы, но для внетрессового катания действительно стоит поспрашивать, не работает ли этот сезон кто-нибудь из Европы. Многие французские, швейцарские и итальянские гиды, выросшие и всю жизнь проводящие в горах, много лет подряд на лето перебираются работать в Южное полушарие. Кто-то так и вовсе остается, приехав впервые 5-10 лет назад. Помимо громадного практического опыта эти ребята, как правило, разговаривают на двух-трех, а то и четырех европейских языках, что также является определенным преимуществом. Местные инструкторы и гиды в лучшем случае сносно говорят на английском, в основном же – на кастильском и португальском…
(продолжение – здесь)