Андерматт и Гемсшток: от Гете и Шиллера к фрирайдерам современности

Что нам известно о швейцарском Андерматте из открытых источников? 300 лет назад здесь, в гранитных скалах, был прорублен первый туннель — мрачная дыра в горе, известная под названием Урнерлох, шириной не более двух метров. В 1707 году великий Гете описал в своих заметках путешествие через этот туннель и открывшуюся затем панораму высокогорного плато: «Из всех мест, которые я знаю, это — самое интересное и любимое». Еще через 100 лет немецкий поэт и драматург Фридрих Шиллер, автор драмы о швейцарском герое Вильгельме Телле, так описал Урнерлох: «Кажется, что находишься в королевстве теней, но вот открывается черная, ужасная дверь, и взгляду предстает удивительный мир, где можно видеть праздник Весны и Осени».

DSC00002

Через 300 лет изменилось немногое: туристы стали попадать на перевал Оберальп, за которым лежит Андерматт, не пешком через Урнерлох, а в вагоне комфортабельного поезда. Обычного или, например, панорамного Glacier Express, который связывает историческим маршрутом Церматт, Давос и Санкт-Моритц, и делает короткую остановку в Андерматте. Однако впечатления схожие – от ослепительной белизны окрестных склонов невольно закрываешь глаза.

История горнолыжного освоения склонов в районе Оберальпа началась в 1904 году, когда в общине Андерматт появились четверо норвежцев, и на курорте стал популярен новый стиль катания на лыжах — телемарк. Андерматт стал быстро развиваться как центр лыжного спорта. Задолго до того, как производство подъемников стало массовым во всем мире, здесь уже строили специальные канатки для подъема лыжников, а второй во всей Швейцарии бугельный подъемник был построен в 1937 году именно в Андерматте. Сегодня область катания Skiarena Andermatt-Sedrun состоит из трех зон, объединенных одним скипассом — Гемсшток, Натчен/Гютч и Седрун. Первые две находятся непосредственно над самим Андерматтом, на склонах противоположных вершин. Седрун — в соседней долине, над перевалом Оберальп и попасть туда можно на поезде (по тому же скипассу).

Седрун включает в себя несколько кресельных и пару бугельных подъемников и хороша для спокойного катания новичков и лыжников среднего уровня, катания с детьми и обучения. Там же есть сноупарк для сноубордистов и лыжников-ньюскулеров. Трассы хорошо подготовлены, находятся на южном склоне, в хорошую погоду здесь много солнца и отличный вид на перевал и Гемcшток. В Седруне проводят расслабленные выходные большинство приезжающих швейцарцев и много итальянцев, которым рукой подать до этого места.

Зона Натчен/Гютч находится на южном склоне долины, в которой расположен Андерматт. Кресельный подъемник, поднимающий сюда лыжников, расположен в самом начале Андерматта, недалеко от ж/д вокзала. Из самого дальнего закоулка курорта сюда 10 минут пешком или и того меньше на бесплатном автобусе, напоминающем маршрутку, курсирующем по городку. Первая очередь креселки поднимает на станцию Натчен, там же делает остановку и поезд, идущий через перевал до Седруна. Следующая очередь забрасывает вас на высоту 2344 м, откуда открывается хороший вид на Андерматт, прилегающие долины и перевал Фурка вдали. Катание по подготовленным трассам над Натченом подходит как хорошо подготовленным лыжникам, так и любителям. Для профи красные и черная трасса с хорошим уклоном и перепадом, для начинающих лыжников и поклонников обычных санок вниз в Андрематт уходит длинная синяя трасса, идущая по автомобильной дороге, зимой засыпанной снегом и закрытой для машин.

Между ними, а так же по сторонам можно сравнительно безопасно кататься вне трасс — здесь практически нет камней и скальных дропов, вся зона очень дружественна для несложного фрирайда. В хороший солнечный день тут можно отлично провести время. Спуск с Натчена в Андерматт вьется серпантином вдоль железнодорожной ветки, по которой время от времени поднимаются или спускаются красные составы Glacier Express – не поленитесь остановиться и сфотографировать, если доведется «поймать» этот момент.

Главная же горнолыжная достопримечательность Андерматта — Гемсшток (2963 м), легендарная в мире фрирайда вершина и горный массив, ставший в свое время основной причиной появления в Андерматте людей с широченными лыжами и длиннющими сноубордами. Огромная зона катания, необъятная и крутая горища! В справедливости последнего утверждения убедились собственными силами, основательно подрастеряв их после первого же дня. В остальном нас убеждают местные гиды, водя пальцами по «настоящей карте» региона, исчерченной вручную пунктирными линиями-маршрутами, доступными с одной только канатки на самый верх Гемсштока.

IMG_0537

На самую верхнюю точку из Андерматта ведут две очереди гондолы. В районе промежуточной станции есть кресельный и пара бугельных подъемников с обеих сторон от гондолы, единственная короткая синяя трасса на горе, а так же своеобразный фрирайд-сноупарк, с размеченными дропами для прыжков, рейлами и прочими препятствиями.

Маятниковый подъемник делит Гемсшток практически пополам – с одной стороны вниз можно спуститься по так называемому кулуару Шарли, с другой – по трассе олимпийского чемпиона Саппоро 1972 года и уроженца здешних мест Бернара Русси. Он, к слову, проектировал олимпийскую трассу в Красной Поляне, которую так нахваливают спортсмены, успевшие ее опробовать. С 1999 года на Гемсштоке ежегодно проводят соревнования Bernhard-Russi-Downhill – безумный спуск длиной 3500 м, скорость на котором ограничивают лишь 4 контрольных ворот. Красная трасса в Шарли — не очень сложная, с несколькими траверсами, позволяет с удовольствием спуститься не только экспертам, но и лыжникам среднего уровня. Хороша для тех, кто хочет полюбоваться отличным видом с вершины и оказаться внизу целым и невредимым. Если траверсом уйти еще левее и перевалить на противоположную сторону кулуара – вниз до самой долины ведет крутой внетрассовый спуск.

IMG_1198

Черная трасса Русси с другой стороны от гондолы только для хорошо подготовленных лыжников и сноубордистов. Попадаются очень крутые участки. После снегопадов весь этот склон ратратчики не трогают еще пару дней, оставляя возможность фрирайдерам погонять по целине. Ведь более всего сегодня Андерматт известен как раз внетрассовым катанием – безлесные склоны Гемсштока, с их разнообразным рельефом и 300 кв. км (!) снежных полей, как нельзя лучше подходят для фрирайда. Таким исключительным условиям способствовала вырубка сосновых лесов на склонах горы – до середины XIX века местные жители успели пустить почти весь лес Урзенской долины на хозяйственные нужды и вырубить в борьбе с медведями, там обитавшими. Оставшийся лес над самим поселком не тронули – оставили прикрывать Андерматт от лавин.

Весьма скромное количество канаток на Гемсштоке с лихвой компенсируется богатейшими возможностями внетрассового катания, для которого в другом месте понадобилось бы на порядок больше подъемников. Самые доступные маршруты для фрирайда отмечены желтыми вешками и линиями на карте. Почти везде можно спускаться и вне размеченных трасс. Несмотря на приличный уклон на всем протяжении горы на ней практически нет скал и других опасностей. Когда склоны Гемсштока уже раскатаны, можно подумать об одном из многочисленных маршрутов, которые уходят далеко в сторону от подготовленных склонов и подъемников – по обратной стороне массива, спускаясь в главную или боковую долину. Вернуться в Андерматт можно на поезде, проезд в котором бесплатный для обладателей ски-пасса.

IMG_0656

Будьте внимательны к разметкам, указывающим на опасности виде больших камней и скал, с которых можно упасть. Гора серьезная, следите за лавинной обстановкой и здраво оценивайте свои силы. В условиях плохой видимости держитесь трасс — разметку видно очень хорошо даже в сильном тумане, а вот все остальное совсем не видно. В любом случае получить полное представление о фрирайде в Андермате и максимум удовольствия от процесса можно только с гидом. Найти его можно в офисе лыжной школы Андерматта, расположенной вместе с офисом по туризму курорта в двух шагах от ж/д вокзала.

NB

Катание вне трасс сопряжено с повышенным риском. Вы оказываетесь в опасной среде, на неизвестном рельефе, на свой страх и риск. Уровень подготовки лыжника или сноубордиста должен быть высоким. Необходимо иметь при себе минимальное противолавинное снаряжение (щуп, лопата, бипер) и уметь им пользоваться. А соответсвующее оборудование и одежда для фрирайда дадут вам возможность почувствовать весь кайф от катания по глубокому снегу. Команда Proalps с большим удовольствием катает и тестирует этой зимой лыжи Salomon Rocker2 122, ботинки Atomic Waymaker Carbon 130 и горнолыжную одежду Salomon Quest Motion.

Автор

Proalps — это творческое объединение профессиональных путешественников, журналистов и фотографов. Нас объединяет активный образ жизни и это большое путешествие в больших горах. Альпы зимой и летом. Блог, новости, личный опыт и впечатления, фото и видео. Мы хотим сделать для вас эти горы для всех ближе, горцев — понятнее, а отдых в горах — содержательным и разнообразным.