«Сегодня деревня Андерматт считается одной из самых любимых и востребованных мест зимнего отдыха в нашей стране… Хороший снег, синее небо и морозный воздух, который кусает за раскрасневшиеся щеки, когда поднимаешься в горы. Надо отдать им должное: андерматтцы прекрасно распорядились всеми богатствами, которыми их наградила сама природа. Мягкие солнечные склоны, созданные для обучения искусству катания на лыжах, сверкающие ледяные площадки в долинах, где на коньках можно научиться танцевать вальс, тустеп, а в этом сезоне еще и танго. А дорога через перевал Оберальп, крутыми виражами уходящая ввысь, зимой превращается в трассу бобслея, которая получила признание одной из лучших спортивных площадок не только в Швейцарии».
Это цитата из статьи «Спортивная площадка Андерматт», издание Illustrierte Luezerner Chronik за 1913 год, через 10 лет после основания Лыжного клуба Готтард-Андерматт. Именно в том году в Андерматте, всеми признанном круглогодичном курорте европейского уровня, началось строительство здания вокзала, продолжалось бурное строительство отелей, главный из которых после реконструкции получил имя Grand Hotel Bellevue. Писатели, художники и музыканты приезжали в эту долину у перевала Оберальп и находили здесь отдых от суеты больших городов и, конечно же, новые впечатления от занятий спортом…
До начала XIX века для большинства путешественников Альпы были весьма опасным местом. Утомительные пешие переходы через едва проходимые перевалы были делом рискованным. Без надежного проводника и крепких носильщиков отправляться в путь попросту не имело смысла. Одной из дорог между севером и югом Европы была тропа через высокогорную долину Урзерн, которую с юга подпирал перевал через Готтард, с востока и запада – перевалы Фурка и Оберальп. Еще в XIV столетии очевидцы сообщали о жителях долины, которые монополизировали все услуги по транспортировке грузов через опасные перевалы, что приносило им немалый доход. Они же поддерживали тропу в пригодном для переходов состоянии – расчищали каменные завалы, убирали снежные сугробы и в случае полной непригодности тропы к использованию находили «варианты объезда». То есть обхода. Так например зимой 1748 года Урзернталь снарядил для обеспечения функционирования дороги через Готтард 140 рабочих и 50 быков. Объем пассажирских «перевозок» также возрастал – для этого существовали специальные носильщики, которые привязывали к своей спине стул и на нем переносили пассажиров.
Нормальный путь с севера на юг нужен был и самим жителям Урзерна. В долине занимались производством собственных сортов сыра и, конечно же, мяса, причем не столько для внутреннего потребления, но и на экспорт, в северные районы Италии. Взамен сюда привозили зерно, соль, вино и рис. Еще одно важной статьей дохода была продажа сена в зимние месяцы. «Местные жители торгуют сеном с большой прибылью для себя, продавая сено втридорога путешественникам, которые вынуждены кормить им своих лошадей», – жаловались очевидцы.
Бизнес жителей небольшой деревеньки Андерматт в долине Урзерн процветал – еще через 100 лет, в 30-х годах XIX века, путешественники с удивлением отмечали, что по стилю жизни и манере поведения местные богатые семьи почти не отличаются от жителей европейских городов. Особенно это было заметно у женщин, которые предпочитали современные наряды из колониальных тканей шерстяным пастушеским платьям. В долине процветали мастерские по ремонту телег и саней, дорога через перевалы поддерживалась в отличном состоянии и в общем в этом не было ничего удивительного, если учесть, какие люди попадали в Урзернталь извне. Так например в 1500-х годах сюда был приглашен итальянский инженер-дорожник Каспар Бартоломео, в 1558-м через Урзерн проезжал каменщик Даниот из Вале, в 1626-м – хлебопек Георг Мейер с Боденского озера и т.д. Некоторые оставались в долине, женились на девушках из местных семей и передавали секреты мастерства по наследству.
Однако в первой половине XIX века Альпы охватил строительно-дорожный бум: еще в 1772 году была открыта дорога через Бреннер, в 1805-м – через Симплон, а в 1807/1808 году открывается дорога через перевалы Шплюген и Сан Бернардино. По сравнению с этими современными дорогами узкий и извилистый путь через Оберальп и Готтард становился невыгодным предприятием. Жители Урзнерталя собрались с силами и вложили средства в реконструкцию дороги через Готтард – она была открыта в 1834 году. Было открыто постоянное транспортное сообщение почтовыми каретами – поначалу дважды в неделю (кроме кучера было одно место для пассажира), а затем и ежедневно, посредством ставших затем легендарными упряжками из пяти лошадей и восьмиместными пассажирскими каретами. Главными людьми в Андерматте стали владельцы конюшен с почтовыми лошадьми, одним из которых был Йозеф Антон Майер, который не только стал управляющим всего участка дороги через Урзнерталь, но и был первым в Андерматте владельцем гастхауса «Три Короля» (Drei Koenige). В 1881 году, после очередной реконструкции дороги через перевалы Фурка и Оберальп, почтовая транспортная контора Мейера делала два рейса в день и один ночью, и за год перевезла 70000 пассажиров. Путь через Готтард и Урзнерталь длился 23 часа.
Первые гастхофы и гастхаусы Андерматта служили лишь одной цели – дать кров кучерам и редким пассажирам на одну ночь. Однако с ростом спроса на гостиничные услуги росло и количество гостиниц. Первым же «настоящим» отелем, в основу функционирования которого была положена концепция городской гостиницы, стал «Гранд Отель», положивший начало Андерматту, как месту отдыха и спорта.