Андерматт и Урзернталь – на перевале истории

«Сегодня деревня Андерматт считается одной из самых любимых и востребованных мест зимнего отдыха в нашей стране… Хороший снег, синее небо и морозный воздух, который кусает за раскрасневшиеся щеки, когда поднимаешься в горы. Надо отдать им должное: андерматтцы прекрасно распорядились всеми богатствами, которыми их наградила сама природа. Мягкие солнечные склоны, созданные для обучения искусству катания на лыжах, сверкающие ледяные площадки в долинах, где на коньках можно научиться танцевать вальс, тустеп, а в этом сезоне еще и танго. А дорога через перевал Оберальп, крутыми виражами уходящая ввысь, зимой превращается в трассу бобслея, которая получила признание одной из лучших спортивных площадок не только в Швейцарии».

Это цитата из статьи «Спортивная площадка Андерматт», издание Illustrierte Luezerner Chronik за 1913 год, через 10 лет после основания Лыжного клуба Готтард-Андерматт. Именно в том году в Андерматте, всеми признанном круглогодичном курорте европейского уровня, началось строительство здания вокзала, продолжалось бурное строительство отелей, главный из которых после реконструкции получил имя Grand Hotel Bellevue. Писатели, художники и музыканты приезжали в эту долину у перевала Оберальп и находили здесь отдых от суеты больших городов и, конечно же, новые впечатления от занятий спортом…

andermattHotel-Bellevue-192

До начала XIX века для большинства путешественников Альпы были весьма опасным местом. Утомительные пешие переходы через едва проходимые перевалы были делом рискованным. Без надежного проводника и крепких носильщиков отправляться в путь попросту не имело смысла. Одной из дорог между севером и югом Европы была тропа через высокогорную долину Урзерн, которую с юга подпирал перевал через Готтард, с востока и запада – перевалы Фурка и Оберальп.  Еще в XIV столетии очевидцы сообщали о жителях долины, которые монополизировали все услуги по транспортировке грузов через опасные перевалы, что приносило им немалый доход. Они же поддерживали тропу в пригодном для переходов состоянии – расчищали каменные завалы, убирали снежные сугробы и в случае полной непригодности тропы к использованию находили «варианты объезда». То есть обхода. Так например зимой 1748 года Урзернталь снарядил для обеспечения функционирования дороги через Готтард 140 рабочих и 50 быков. Объем пассажирских «перевозок» также возрастал – для этого существовали специальные носильщики, которые привязывали к своей спине стул и на нем переносили пассажиров.

Нормальный путь с севера на юг нужен был и самим жителям Урзерна. В долине занимались производством собственных сортов сыра и, конечно же, мяса, причем не столько для внутреннего потребления, но и на экспорт, в северные районы Италии. Взамен сюда привозили зерно, соль, вино и рис. Еще одно важной статьей дохода была продажа сена в зимние месяцы. «Местные жители торгуют сеном с большой прибылью для себя, продавая сено втридорога путешественникам, которые вынуждены кормить им своих лошадей», – жаловались очевидцы.

859529_10152181178748797_696891569_o

Бизнес жителей небольшой деревеньки Андерматт в долине Урзерн процветал – еще через 100 лет, в 30-х годах XIX века, путешественники с удивлением отмечали, что по стилю жизни и манере поведения местные богатые семьи почти не отличаются от жителей европейских городов. Особенно это было заметно у женщин, которые предпочитали современные наряды из колониальных тканей шерстяным пастушеским платьям. В долине процветали мастерские по ремонту телег и саней, дорога через перевалы поддерживалась в отличном состоянии и в общем в этом не было ничего удивительного, если учесть, какие люди попадали в Урзернталь извне. Так например в 1500-х годах сюда был приглашен итальянский инженер-дорожник Каспар Бартоломео, в 1558-м через Урзерн проезжал каменщик Даниот из Вале, в 1626-м – хлебопек Георг Мейер с Боденского озера  и т.д. Некоторые оставались в долине, женились на девушках из местных семей и передавали секреты мастерства по наследству.

Однако в первой половине XIX века Альпы охватил строительно-дорожный бум: еще в 1772 году была открыта дорога через Бреннер, в 1805-м – через Симплон, а в 1807/1808 году открывается дорога через перевалы Шплюген и Сан Бернардино. По сравнению с этими современными дорогами узкий и извилистый путь через Оберальп и Готтард становился невыгодным предприятием. Жители Урзнерталя собрались с силами и вложили средства в реконструкцию дороги через Готтард – она была открыта в 1834 году. Было открыто постоянное транспортное сообщение почтовыми каретами – поначалу дважды в неделю (кроме кучера было одно место для пассажира), а затем и ежедневно, посредством ставших затем легендарными упряжками из пяти лошадей и восьмиместными пассажирскими каретами. Главными людьми в Андерматте стали владельцы конюшен с почтовыми лошадьми, одним из которых был Йозеф Антон Майер, который не только стал управляющим всего участка дороги через Урзнерталь, но и был первым в Андерматте владельцем гастхауса «Три Короля» (Drei Koenige). В 1881 году, после очередной реконструкции дороги через перевалы Фурка и Оберальп, почтовая транспортная контора Мейера делала два рейса в день и один ночью, и за год перевезла 70000 пассажиров. Путь через Готтард и Урзнерталь длился 23 часа.

Oberalp, 1938

Первые гастхофы и гастхаусы Андерматта служили лишь одной цели – дать кров кучерам и редким пассажирам на одну ночь. Однако с ростом спроса на гостиничные услуги росло и количество гостиниц. Первым же «настоящим» отелем, в основу функционирования которого была положена концепция городской гостиницы, стал «Гранд Отель», положивший начало Андерматту, как месту отдыха и спорта.

Автор

Творческое объединение профессиональных путешественников, журналистов и фотографов. В затяжном путешествии и тревел-блоге о больших горах и горцах, нравах и обычаях, занятиях и развлечениях в Альпах.

Advertisment ad adsense adlogger