Два года назад мы уже писали об официальной горнолыжной школе Лейкербада для детей. И вот наконец сегодня самый младший член нашей команды посетил двухчасовой урок в группе Moskito для малышей от 2,5 до 4 лет, организованный этой школой. В 9:20 мы привели Тимофея (2,5 года) к игровой комнате Snowli возле «Спортарены», где уже топтались на месте еще десять учеников со своими родителями. Под гимн, посвященный зайчонку Сноули — главному символу детского национального горнолыжного клуба – полностью экипированных детишек (каждый в горнолыжных ботинках, шлеме, маске и со своими лыжами) передали двум воспитателям-инструкторам: русской Зине, говорящей также на немецком, французском и английском, и швейцарке Элин, которая владеет немецким, французским, английским.
Затем юных горнолыжников завели в помещение игровой, где они разделись (маленькое замечание: лучше для таких уроков одевать ребенка в куртку и штаны на лямках, а не в комбинезон, иначе в помещении ему придется разоблачаться до колготок или таскать за собой верхнюю часть комбинезона, что не очень удобно). Потом все сели в круг и начали приветственный ритуал: Элин к каждому ученику по очереди подносила зайца Сноули, которому надо было пожать руку и представиться. Тим, обезумевший от количества игрушек, отказывался бросать целый парк машинок и идти в круг. Прям вот до слез. Но когда об этом его попросил сам Сноули, ребенок сдался и присоединился к ребятам, пожав руку новому ушастому приятелю и сквозь слезы пробурчав свое имя.
После приветствия началась теоритическая часть занятия. Элин разложила перед детьми карточки с изображениями четырех разных зверей, у которых можно учиться технике катания на лыжах. Сначала она взяла карточку с медвежонком и попросила детишек назвать, кто тут нарисован. Со второй попытки ученики опознали зверя, после чего все стали топать ботинками, изображая медведя и параллельно отрабатывая технику ходьбы на лыжах. Преподаватель взяла другую карточку – с пингвином, который стоял на лыжах плугом (в Европе этот элемент называется «пицца», по аналогии с треугольным куском любимого многими лакомства). Дети снова должны были назвать персонажа и поставить ноги «пиццей». Оставшиеся две карточки со змеей и кенгуру обыгрывались по тому же принципу (ребята практиковали повороты и прыжки).
Тимофей все это время отказывался повторять движения за инструктором и просился назад к машинкам. Как объяснила Зина, это нормально для двухлетнего ребенка, который только что присоединился к группе, занимающейся уже третий день. В первый день занятий его ровесники, да и дети постарше тоже могут плакать и капризничать из-за того, что попадают в новую для них обстановку и вынуждены общаться с незнакомыми людьми, а это для многих приличный стресс. Поэтому в Moskito такой день традиционно считается адаптационным, и от детей не ждут выполнения каких-либо заданий, пусть даже игровых: все привыкают друг к другу и, в основном, просто наблюдают за воспитателем без попытки что-либо повторить и воспроизвести. Вообще нас взяли в группу под конец учебной недели в виде большого исключения: Тимофей до этого учился спускаться на лыжах под руководством папы и уже делал кое-какие успехи на склоне. А в целом, такая практика не распространена: лучше отдавать ребенка с понедельника, максимум со вторника, чтобы он привыкал к лыжным занятиям и к воспитателям вместе со всеми, ну и в ритме всего класса осваивал базовые элементы ходьбы и катания на лыжах.
К 10 утра маленькие лыжники должны выйти на склон, поэтому после упражнений в помещении все дружно стали одеваться. Тимофею выдали специальную жилетку оранжевого цвета, обозначающую принадлежность к Swiss Ski & Snowboard School. Все ученики группы должны их носить, чтобы их можно было отличить на склоне от других детей. В прозрачный кармашек этой жилетки вставляется билет со всеми данными обучающегося (дата и время занятий, сколько занятий оплачено, как зовут ребенка, имя инструктора, телефон для связи с родителями) и симпатичная тканевая эмблема-наклейка лейкербадского горнолыжного садика с именем ученика (эта эмблема отдается «выпускнику» по окончании курса занятий, и ее можно потом наклеить себе на куртку).
Тим сразу устроил скандал, заявив, что не хочет ничего надевать и вообще кататься сегодня не будет. После долгих уговоров жилетку удалось натянуть, но возникла новая проблема: ученик разглядел в окне, выходящем на каток «Спортарены», тренирующихся хоккеистов, и поэтому сообщил, что останется смотреть на «дядей-роботов». И снова в ход пошли различные просьбы и обещания – в том числе и посмотреть игру после катания. Еле-еле вывели парня на улицу, где остальные детишки уже складывали свои лыжи на санки, чтобы инструктор доставил оборудование на учебную горку в Snowli Village.
На полянке перед детским склоном инструкторы помогли ребятишкам надеть лыжи, и те по очереди отправились на ленточный подъемник. К третьему дню уже почти все умели правильно ходить на лыжах и заезжать на Magic Carpet. Когда вся группа собралась наверху небольшого пологого склона для начинающих, Зина спустилась на середину горки, чтобы ловить или направлять маленьких лыжников, спускающихся по одному. Самым тяжелым испытанием для Тима оказалось то, что нужно ждать своей очереди. В тот день в группе было десять человек (это максимум для уровня Moskito), и приходилось долго стоять наверху в ожидании сигнала от Зины, поэтому несколько раз Тим все-таки съехал вне очереди и получил замечание – вполне справедливое. Инструктор все-таки должен контролировать каждого, кто спускается, а когда они начинают это делать одновременно, сложно уследить за всеми сразу. Поэтому так важна в группе дисциплина и уважение к остальным.
«В горнолыжном садике детей учат не только кататься на лыжах, но и соблюдать все правила и ритуалы клуба, — объясняет свою строгость Зина. – Пожалуй, даже дисциплина у нас на первом месте: для лыжника важно быть собранным и внимательным – это поможет избежать неприятностей на склоне. К тому же дети должны понимать, что на горе они не одни — есть другие люди, с которыми им придется так или иначе взаимодействовать: уступать место, пропускать, ждать». При этом сама Зина очень ласково, совсем по-матерински общалась со всеми детьми, которые требовали к себе внимания – например, чтобы успокоить маленькую девчушку Софи двух с половиной лет, которая постоянно плакала, инструктор брала ее на руки или сажала к себе на колени и как-то с ней договаривалась.
После того как дети сделали по паре спусков, инструкторы предложили им поиграть на снегу без лыж. Тимофей сразу вспомнил про царство игрушек, оставленное в игровой комнате, и настойчиво запросился внутрь. «Мама, пойдем в комнату! Мама, пойдем к игрушкам!» — требовал он. Потом и вовсе захотел пойти домой. А Зина, указав мне на плачущего сына, сказала: «Вот, почему мы против присутствия родителей во время занятий. Многие становятся более капризными, даже кататься не хотят. С психологической и педагогической точек зрения родители только мешают процессу обучения».
Я уже готова была сдаться и сдать хнычущего ребенка папе, который был неподалеку, но тут Тим заинтересовался происходящей на поляне игрой. Элин кидала детям мяч и предлагала им «пиццу» или «картошку фри», а поймавший мяч должен был выбрать блюдо и изобразить его ногами (ноги стоят параллельно, как две палочки картошки фри, или ноги ставятся пиццей).
К 11 часам дети вернулись в помещение для легкого перекуса. Они разделись (каждый сложил перчатки и шапку в свой шлем, чтобы вещи не потерялись), сели за общий стол, съели по печенью и выпили по стаканчику воды с сиропом (неплохое вознаграждение за пару спусков). Потом немного поиграли, и уже надо было снова одеваться – снаружи их ждали родители и Сноули, с которым им предстояло дружно попрощаться. На улице все детишки встали в круг, и к каждому подошла Элин с зайчиком, который целовал ребенка в нос или жал ему руку.
Тиму очень понравилась заключительная часть урока (перекус, самостоятельные игры в помещении и прощание со Сноули), а вот катания ему было явно недостаточно, ведь с папой он успевал спуститься по десять, а то и больше раз за то же время. Но у нас и чистота эксперимента была немного нарушена: мы присоединились к группе на четвертый день, в разгар курса, со своим представлением о катании, к тому же Тим явно растерялся от такого количества детей, не говорящих по-русски, и за которыми надо было что-то повторять. Но в целом такие групповые занятия – это хорошая подготовка детей к горнолыжным успехам в более сознательном возрасте и воспитание некоторой самостоятельности. А еще это неплохое решение для тех родителей, кто не хочет тратить деньги на индивидуальные уроки и при этом сам либо не катается, либо занят другими детьми или делами: тут ребенок два часа находится под присмотром и постоянно чему-то учится.
В результате недельного курса в группе Moskito ученик получает некоторое представление о базовых элементах в горных лыжах, знакомится с оборудованием и с поведением на склоне. Все инструкторы в один голос утверждают, что в этом возрасте (до 4 лет) не надо ждать от ребенка каких-то сумасшедших успехов на склоне, он должен получать удовольствие от самого процесса – ходьбы в горнолыжных ботинках, катания на подъемнике, отработки разных элементов в игровой форме и пр.
Занятия в группе Moskito длятся 2 часа, с 9.30 до 11.30. Стоимость одного двухчасового урока — 42 франка, пятидневного курса – 180 франков (лучше оплачивать по одному уроку, поскольку ребенок может отказаться учиться или заболеть). Минимальное количество учеников – 4 человека. В высокий сезон уроки лучше бронировать заранее, так как курс этот очень популярен – например, сейчас многие желающие стоят в листе ожидания. www.skischule-leukerbad.ch