Все гениальные изобретения, мне кажется, случились от большой лени. Так и электровелосипед (e-bike) был наверняка придуман каким-то мечтателем, которому хотелось облегчить себе жизнь. Что ж, ему это удалось – эта штука впечатляет всех адептов старой школы вроде нас.
Здесь в Лейкербаде мы впервые устроили тест-драйв e-bike и очень впечатлились. В комплексе Sportarena мы взяли напрокат два велосипеда (бронировать нужно накануне, 20 франков в час или 35 франков на полдня). От обычных великов они отличались только весом – батарея в специальном боксе, размещенном под рамой, добавляет велосипеду пару килограммов. Наш гид Дэвид кратко объяснил, как крутить эти электрические педали и мы отправились в свой велопоход на винную дегустацию в Варен, небольшой городок, расположенный внизу в долине (дети поехали туда вместе с папами на машине). Только не говорите, что это не спортивно. Нам как раз такой расслабленный спорт очень нравится, к тому же пара бокалов освежающего Petit Arvine настроит нас как нельзя лучше на дорогу обратно. Все же наш маршрут – это 12 км только в одну сторону и перепад высот составит около километра.
Стартовали от Sportarena по Римской тропе. Этот пологий участок мы каждый день проходим с колясками, так что хорошо его знаем. Потом дорога поворачивает вниз и неустойчивой каменистой тропой уходит в лес. Спускаться по камням даже сложнее, чем забираться в гору. Но здесь на помощь приходит e-bike, который до этого прикидывался обычным велосипедом. В целом, наука электроуправления нехитрая. На руле расположен небольшой монитор, показывающий зарядку батареи, а также шкалы с плюсами и минусами, которые нужно подкручивать в зависимости от того, хотите ли вы помощи мотора или нет.
То есть, например, вы едете в горку – как на обычном горном велосипеде, выставляете комфортные для себя скорости на обоих колесах и «плюсуете» батарею на четыре ступени вперед. Это значит, что сейчас электропомощник работает на полную мощность. Ну вы наверняка это почувствуете, ведь в горку вы будете ехать с минимальным участием своих собственных мышц. Хотите больше физкультуры? Поставьте два или три плюса вместо четырех. По дороге в Варен, мы почти всегда спускались вниз в долину, так что я выставляла все время два, три или четыре минуса, таким образом велосипед помогал мне сбрасывать скорость без использования тормозов и заодно заряжал свою батарею (без подзарядки ее хватает на 100 км). Если попадались крутые куски с подъемом, то снова выбирала подходящие рельефу скорости и подкручивала пару плюсов в помощь.
Будьте готовы, что на горных дорогах попадаются и камни, и небольшие речки, резкие повороты и неожиданные смены дорожного покрытия. Не нажимайте резко на тормоза и не игнорируйте защиту. Мы, например, были в шлемах, но я с непривычки не сразу справилась с переключением скоростей на резком подъеме и умудрилась упасть, поставив синяк на коленке. Велосипед тяжелый, так что даже несерьезное падение может быть ощутимо.
Все 18 велотрасс здесь размечены и, что приятно, разделены с пешеходными, так что вы не доставляете никому никаких неудобств. 5 трасс отмечено синим цветом – это совсем простой уровень, 9 средней сложности указаны красными кружками, а черных, то есть самых трудных, здесь всего четыре, но мы умудрились почти сразу на одну из них попасть. Продравшись по камням и крутым виражам через лес, мы выехали на живописное поле с цветущими гиацинтами и поехали в более расслабленном режиме. Постоянно останавливались сфотографироваться то у водопада, то у дикой пасеки, то на каком-то непонятно как здесь оказавшемся плетеном дачном диване.
Не буду во всех подробностях расписывать маршрут – скажу только, что он удивительно красивый и проходит не только через поля и леса, но и по старой железной дороге, а также через узкие улицы живописной деревушки Инден, после которой предстоит ехать по шоссе через тоннели и отверстия в скалах. Здесь уже открываются потрясающие виды на Лейк, а также на всю долину с как будто по линейке посаженными виноградниками. В общем, настоящее путешествие с ощущениями, не сравнимыми с ездой по этому участку дороги на машине. Ветер в лицо, какой-то простор невероятный вокруг, скалы нависают, будто едешь по краю света и такой запах свободы стоит в воздухе по всему маршруту, не передать!
Добрались до Варена за 40 минут и примкнули к мужьям и детям, которые уже ходили с видом знатоков по винному хозяйству Keller zur Grotte (про него напишем отдельно). Мы были собой невероятно горды и отметили свои олимпийские успехи парой глотков белого из винограда сорта Фандан. После двухчасовой экскурсии двинули в обратный путь и на всякий случай продумали пути отступления, если не потянем такой серьезный подъем. Мы заранее узнали, что автобусы из Лейка оборудованы стойками для бесплатной перевозки двухколесных друзей. Но вот что удивительно, путь обратно мы почти не заметили! Всю дорогу проболтали с Дэвидом за жизнь и даже дыхание ни у кого не сбилось. Само собой, батарея была включена на четыре плюса всю дорогу, но не могу сказать, что было совсем легко и совсем не приходилось крутить педали – напротив, приятный спорт остался, на следующий день ноги о себе напомнили, но очень ненавязчиво. Мне лично хочется еще теперь пару маршрутов из лейкербадского списка освоить (на Торрент подъем велосипедов бесплатный, на Гемми – 6 франков в один конец), но только на e-bike – на обычном велике пару раз выезжала на трассы, но оба раза сильно уставала и не справлялась с дыханием. Жаль, что не могу пока взять Луку с собой и разделить с ним свои ощущения…
Кстати, если наберете пять человек в группу, в Sportarena можно заказать экскурсию на e-bike с гидом по окрестностям.
1 час проката 20 CHF, полдня 35 CHF, 1 день 48 CHF, 2 дня 80 CHF
1 час 20 CHF, полдня 35 CHF, 1 день 48 CHF, 2 дня 80 CHF
Скачать карту велосипедных маршрутов