Чем дольше длится история человечества, тем сложнее изобрести что-то простое и при этом гениальное. Тем не менее, уроженцу долины Жу Жанмишелю Капту это удалось. Он придумал делать аудиоколонки из драгоценной акустической древесины, которая обычно используется для изготовления музыкальных инструментов.
Эта история началась в лесу. А конкретно – в лесу Ризу, растущем в долине Жу. Уже во времена Страдивари мастера рубили здесь красные ели, чтобы делать из них скрипки. Конечно, не из каждой ели получится шедевр. Резонансной является только одна из десяти тысяч. Главные критерии – возраст не менее 350 лет и идеально ровные волокна. «Разглядеть» их под корой непросто. Нужна помощь 84-летнего Лоренцо Пеллегрини, который ухаживает за лесом Ризу уже больше 50 лет и знает там в лицо каждое дерево. Говорят, некоторые он при встрече обнимает и называет красавицами.
Чтобы волокна получились ровными, дерево должно расти очень медленно. Поэтому искать резонансную ель нужно в уголках леса, где почва каменистая и в ней мало питательных веществ. Правила рубки тоже хитрые: для этого выбирается день в конце ноября, когда Луна еще совсем молодая. Срубленную ель очищают от веток, разрезают на четыре части и оставляют сохнуть до зимы. Затем куски режут на тоненькие планки, которым тоже нужно подсохнуть и «отвыкнуть» использовать влагу для роста. На это уходит от трех до десяти лет. А уже из склеенных в несколько слоев планок и получается мембрана, которая дарит слушателю волшебный звук.
Идея использовать подобную мембрану для аудиоколонки возникла случайно. Капт искал способ усилить звук своей гитары. Своей еще и в том смысле, что он изготовил ее самостоятельно. Первую гитару Капт сделал 30 лет назад, и с тех пор за ней последовало еще около 200. Так что нет ничего удивительного в том, что он не пошел за усилителем в магазин. Да и идея использовать в этом контексте мембрану от гитары выглядит довольно логично. Удивительно, что это никому не пришло в голову раньше.
Результат превзошел все ожидания. Доделанное инженерами изобретение обладало чистейшим звуком – как будто исполнитель играл прямо перед вами. Более того – можно было отойти подальше и все отлично слышать: от мембраны вибрировал воздух, и благодаря этому звук распространялся во всех направлениях. Причем качество его не терялось даже при уменьшении громкости.
Проводить исследования и создавать прототипы изобретателю помогало сразу три швейцарских научных института. После экспериментов с размером были найдены идеальные пропорции – квадрат размером 890X890X100 мм. И в ассортиментеоснованной Каптом в 2005 году компании JMC к гитарам добавился новый пункт – «Soundboard», звуковая панель. За семь лет было продано порядка 250 штук – в основном, швейцарцам и другим европейцам. (Кстати, многие покупают еще и из-за дизайна – стильные квадратные панели с выпуклой серединкой хорошо смотрятся и дома, и в офисе. Можно выбрать один из четырех цветов или попросить нанести рисунок по вкусу покупателя).
Но на этом креативная мысль Капта не иссякла. Его следующее изобретение было связано с традициями его родной долины Жу. Здесь сосредоточено часовое производство, и Жанмишель придумал делать из резонансной ели… подставки под наручные часы с боем. И теперь с ним сотрудничают многие большие бренды – Audemars Piguet, Breguet, Vacheron Constantin.
Вообще философия Жанмишеля Капта состоит в том, чтобы соединять старинные технологии с современными. Последняя его выдумка – наглядный пример того, с каким изяществом это можно делать. Называется «акустическая док-станция». Представляет собой небольшую деревянную коробочку. Вставляешь в отверстие айфон – и наслаждаешься новыми, более низкими частотами. Получается это благодаря одной только мембране. Больше внутри коробочки ничего нет. Все гениальное просто. Но и – сразу должны предупредить – недешево.
JMC Soundboard – 8900 швейцарских франков
Acoustic Docking Station JMC – 690 франков