В 1860-х годах, после реконструкции дорог через перевалы Оберальп (1864) и Фурка (1866) поток путешественников, следующих транзитом через Урзерн заметно увеличился. Одновременно с этим в Андерматте начался настоящий строительный бум. В середине века на месте старых гастхофов появились новые современные гостиницы. То, что они стали отвечать самым взыскательным туристам, говорит, например, следующий факт: отель Meyerhof имел в распоряжении гостей 70 номеров, дамскую комнату, комнату для курения, один ресторан и одну столовую. Однако самые требовательные путешественники любили останавливаться здесь именно из-за прекрасного вида на всю долину, который открывался через панорамные окна. Гостиничное дело в Урзернтале процветало невиданными темпами, однако владельцы гостиниц еще не знали, какую мину пытается подложить под их благополучие технический прогресс.
Инженер из Цюриха по имени Каспар Вельти (Kaspar Welti), который в 1861 году в рекордный срок сделал расчет под строительство железнодорожной линии от Эрстфельда до Лугано, через два года представил проект по строительству тоннеля от Гешенена до Айроло. Проект был одобрен на Готтардской конференции в 1869 году, а в 1871-м было заключено соглашение о его финансировании – сначала с Италией, а затем и с Германской империей. Для Урзернталя это означало потерю прибыльного транзита через долину и, соответственно, доходов от гостиничного бизнеса. Большинство отелей в Андерматте было выставлено на продажу, однако покупателей на них практически не было – деловой мир Европы не видел будущего у альпийской долины, отрезанной от внешнего мира двумя перевалами. Особо чувствительный удар получил отель Bellevue, строительство которого началось через пару лет после начала строительства тоннеля под Готтардом. Перед жителями Урзерна встал вопрос об изменении самой концепции их существования. Идея лежала на поверхности: в условиях быстро развивающегося в Европе туризма превратить свой замкнутый мир в открытое для всех пространство – альпийский курорт. Более того – сделать его круглогодичным, приглашая гостей и зимой.
…В 1865 году молодой человек по имени Себастьян Кристен, который, несмотря на молодость, вместе со своими сестрами владел и руководил отелем St.Gotthard, женился на Луизе Кессельбах, уроженки города Люцерна. Молодая пара, при финансовой поддержке со стороны родителей, приступила к строительству нового отеля, который должен был бы стать самой большой гостиницей в Андерматте. Поскольку St.Gotthard находился в центре деревни, то расширяться уже было некуда. Семья Кристен-Кессельбахов приобрела земельный участок в самом, с их точки зрения красивом месте – на окраине Андерматта. Строительство отеля Bellevue началось в 1870 году, а первых туристов отель принял в 1872 году. Вначале его посетителями были те, кто приезжал посмотреть на строительство большого тоннеля под Готтардом, открытие которого было встречено в Андерматте с небывалым размахом – фейерверками и бенгальскими огнями, установленными на старом Чертовом мосту.
Огненный спектакль длился целых два часа, после чего собравшихся поздравили ответственные лица из окружной администрации и руководство стройки. Однако стройка закончилась и нужно было думать, чем еще привлечь туристов в Урзернталь. Выход вновь был найден – в 1882 году Андерматт, по примеру Давоса, превратился в санаторий для больных туберкулезом. Основной упор делали на то, что поскольку теперь весь транспортный транзит проходит по Готтардскому тоннелю, то в самом Андерматте воздух идеально подходит для лечения легочных заболеваний. Тема была модной для того времени, санаториев не хватало, и в Урзрнталь потянулись больные. Ну, или те, кто сам себя считал таковым. Именно благодаря увеличению потока таких туристов в 1882 году в Андерматте была предпринята первая попытка открыть гостиницы и в зимний сезон. Большого успеха, правда, местные хотельеры не добились.
Популярность Урзернталя продолжала расти на рубеже XIX и ХХ веков. Строительство новых отелей также велось ударными темпами. Однако в 1895 году военное ведомство Швейцарии объявило окрестности Андерматта зоной своих интересов и проведения военных учений. В Андерматте была построена казарма для военнослужащих, но на поток туристов это практически никак не повлияло. Более того – отели в Урзернтале стали скупать и строить знаменитые династии того времени, например семья Мюллер-Ломбарди. А в самом начале ХХ века в Андерматте стал развиваться зимний туризм и основан Лыжный Клуб Андерматта (1903 год). Еще через несколько лет, в 1907-м курорт в Урзерне прочно приобрел славу центра зимнего отдыха и спорта.
Здесь можно было кататься на лыжах, коньках, санках, наняв для этой цели квалифицированных инструкторов – сюда приезжали известные спортсмены из Австрии и Германии. Через перевалы Фурка и Оберальп были построены железные дороги, а в самом Андерматте появилось здание вокзала. К 1910 году курорт прочно завоевал популярность не только в ближайших странах Европы, но и в далеких России и США, откуда в шикарные отели Андерматта стали приезжать на лечение. Так например в зимнем сезоне 1910/1911 в отеле Bellevue в книге гостей зарегистрирован 1 (один) постоялец из России (4 из США), в то время как гостей из Великобритании в период с ноября 1910 по март 1911-го приехало 140 человек. Летом русских приезжало в Урзернталь побольше – в том же отеле Bellevue летом 1911 года побывало 23 туриста из России (13 женщин и 10 мужчин).
Однако скоро развитию туризма в Швейцарии, как и во всей Европе, помешала 1-я Мировая война. Инвестиции в строительство резко упали и владельцы гостиниц в Андерматте с ужасом ожидали, что даже англичане не приедут к ним в зимний сезон. Но война кончилась, и туризм вернулся в Урзернталь. Послевоенные годы – это прежде всего строительство железнодорожных веток через Шёлленен и от Дизентиса до Брига, которую начали строить еще в 1911 году, а закончили лишь в 1926-м. В Андерматт по-прежнему приезжали любители зиних видов спорта, и в 1937-м здесь был построен первый горнолыжный подъемник – бугель системы Беда Хефти. Именно это обстоятельство означает, что Андерматт постепенно стал преврящаться в горнолыжный курорт – бугельное устройство Беда Хефти в принципе не могло поднимать никого, кроме лыжников.
В 1939-м мир потрясла новая катастрофа – 2-я Мировая война. Поток туристов оскудел, и в Андерматте один за другим стали закрываться некогда шикарные отели. Обстоятельство весьма печальное, особенно если учесть, что после окончания войны прежние туристы в Урзернталь так и не вернулись. Более того – 1951 году, в результате обильных снегопадов, часть Андерматта была разрушена лавинами. Некоторые отели, которые продолжали принимать гостей, были уничтожены, например отель Oberalpsee. Но главное заключалось в том, что послевоенное поколение искало для отдыха отдыха в горах более бюджетные варианты проживания – в конце 50-х в моду вошли небольшие шале, которые можно было снять для большой компании.
Тем не менее, Андерматт не умер окончательно – в 60-х годах здесь началось активное освоение горы Гемсшток , на вершину которой был построен фуникулер. Строительство канаток продолжилось и в 70-е годы, однако такого массового наплыва туристов, как в золотые годы (1872-1938), здесь уже никогда не было. Сейчас Андерматт является составной частью горнолыжного региона Andermatt Gotthard Oberalp Arena – подъемники и трассы можно увидеть, проезжая на поезде Glacier Express. Обычно на подъемниках нет очередей, а местные трассы вообще не пользуются популярностью – из-за обилия снега сюда едут главным образом за фрирайдом. Возможно, когда-нибудь в Андерматте вновь появятся шикарные гостиницы, и кто-нибудь восстановит великолепный Grand Hotel Bellevue Palace, взорванный за ненадобностью в 1986 году.
Некоторые даты
1895 – Военный департамент объявил Андерматт горной военной базой
1902- ввод в эксплуатацию электростанции в Урзерне
1907 – Андерматт становится центром зимнего спорта и официально открывает первый зимний сезон
1937 – первый бугельный подъемник
1939 – закрытие отеля Белльвю в связи с началом 2-й Мировой войны
1957 – здание бывшего отеля Белльвю переоборудовано под жилой дом и сдано внаем
1960 – строительство второго подъемника их Хоспенталя на Винтерхорн
1963 – строительство подвесной канатной дороги на Гемсшток
1975 – строительство подъемка Лютерзее на Гемсштоке
1980 – открытие автомобильного тоннеля под Готтардом
1983 – сгорел отель Альпенхоф
1986 – взорвано здание бывшего отеля Белльвю
1995 – армейская реформа, в результате которой численность военной базы была сильно сокращена, а многие жители Андерматта потеряли свои рабочие места
Урзернталь/Андерматт – высокогорная долина в Швейцарских Альпах, расположена на высоте около 1500 м над уровнем моря севернее перевала Готтард. В настоящее время объединяет три административных центра – Андерматт (главный центр), Хоспенталь и Реальп. Численность населения – 1850: 667 / 1880: 735/ 1900:818/ 1910: 993/ 2000: 1282
Золотой век Андерматта как горно-климатического курорта приходится на 1872-1938 годы, когда здесь шло бурное строительство дорогих отелей, флагманом среди которых был гранд-отель Bellevue. Именно за эти 60 лет Андерматт превратился из транзитного «постоялого двора» в место притяжения туристов из Европы, России и Америки – во многом благодаря радушию и профессионализму местных жителей.
Послевоенный массовый туризм не вписался в концепцию отелей-дворцов. Рост числа недорогих частных апартаментов стал определять запросы основной массы путешествующих европейцев. В Андерматте из бывших гранд-отелей после войны остался лишь отель Meyerhof. Что касается последних владельцев отеля Bellevue, сестер Мюллер, то в 1982 году они продали занимаемую отелем площадь в 25000 кв.метров акционерному обществу Bellevue-Palace AG. Это АО, образованное бизнесменами Урзернталя и Цюриха, разработало проект строительства на этом месте 6-этажного отеля категории 4* с крытым теннисным кортом, апартаментами и катком с искусственным льдом. Стоимость проекта оценивается в 40 млн. шв.франков. Однако проект потерпел неудачу несмотря на финансовую поддержку местных властей и выданное разрешение на строительство.
Попытка возродить легендарный отель Bellevue не получилась – с 1986 года, после взрыва старого здания, и по 2010 год строительная площадка была заброшена. Однако идея создания самого большого отеля в Альпахдо сих пор существует – с 2010 года этим занимается компания Andermatt Swiss Alps AG, дочерняя фирма Orascom Development Holding AG, которая принадлежит египетскому бизнесмену Сами Савири. На территории в 1,4 млн кв.метров должны быть построены 6 отелей класса «люкс», 42 комплекса апартаментов и 20-30 частных вилл. В долине между Андерматтом и Хоспенталем появятся поле для гольфа и новый горнолыжный комплекс с 18-ю канатными дорогами, ресторанами и горнолыжной школой.