Cо мной и раньше случались разные «панда-парки» и горные прогулки, поэтому я не сильно испугалась, когда с утра Рома анонсировал следующие мероприятия: веревочная дорога в горах и восхождение на ледник. Но кто же знал, что это будет не парк и не прогулка! А виа-феррата на скальной стене с отрицательным уклоном и настоящее восхождение на высоту трех с лишним километров.
На парковке перед подъемником нас встретил улыбчивый поджарый Оливье. Он будет нашим гидом. Оливье раздал каски и «системы» – специальные альпинистские приспособления с тросами и карабинами, которые надеваются на бедра и талию, чтобы страховать себя во время восхождения. Окей, в детском панда-парке тоже такие раздают, ничто пока не предвещало страданий.
С перевала Col du Pillon чуть выше Дьяблере мы поднимаемся на канатной дороге на высоту 2485 метров. С нами группа туристов из Индии. Они явно не собираются совершать восхождения, одеты и обуты легкомысленно. Судя по всему, их интересует знаменитый ресторан Mario Botta на самом леднике. А мы приезжаем на станцию и спускаемся метров 200 по каменистой тропинке, здесь находится приют Cabane des Diablerets – небольшое кафе и 32 спальных места в четырех комнатах. Больше вокруг ничего и никого нет. Если не считать диких коз.
Погода прекрасная, солнце и прохладный ветер. Для людей, которые всю предыдущую неделю строили свою жизнь вокруг аномальной европейской жары (то есть планировали день так, чтобы ее избежать) это просто счастье! Мы оставляем вещи в комнатке, где проведем ночь. Комнатка выглядит по-спартански, но уютно. Восемь матрасов плотно прижимаются друг к другу как печенье в коробке. Я мажусь кремом от солнца и оставляю здесь всё, включая телефон – переписываться с друзьями и родственниками, повисая над обрывом как –то не очень хочется. Лучше остаться без селфи, чем без телефона, трусливо решаю я.
Via Ferrata – это специальная дорога, проложенная в горах с помощью металлических тросов и крюков там, где невозможно пройти другим способом. Во время второй мировой войны ее «строили» солдаты. Сейчас это туристическое развлечение. Ну как туристическое… Не для сторонников пляжной Турции, конечно. Мы (три девушки и двое мужчин, один из которых был увешан фототехникой, а второй был гидом) прошли 830 метров дороги за два часа, аккуратно перестегивая карабины и пыхтя. На сайте Cabane des Diablerets я выяснила, что это был уровень D+, что бы это ни значило! Со слов Оливье, какие-то люди (по-моему, вымышленные супергерои) проходят ее за полчаса. Если не смотреть вниз, то нестрашно. Но зачем тогда весь этот героизм, если не смотреть, ведь там так красиво! Я все два часа балансировала между желанием и страхом (честно говоря, в моей жизни на земле все происходит точно так же).
Когда мы вернулись в приют (минут 20 пешком от финишной точки Via Ferrata), во время сытного обеда выяснилось, что через час начинается наше новое приключение, которое продлится часов пять. Я думала, что Оливье шутит, поэтому хохотала. Но что-то он не разоблачался ни через минуту, ни через пять. И слова его оказались почти правдой. Наша «прогулка» длилась не пять, а шесть часов. Все начиналось безобидно и легко. Медленно по камням, вокруг никого. Затем мы надели системы и пошли в связке – началась опасная, заснеженная часть ледника, где можно провалиться в трещину. Из рюкзаков достали второй слой одежды. К счастью, никто не провалился. Молчаливым караваном мы шагали след в след за Оливье около часа (у меня же опять не было телефона, поэтому я не сверялась). Затем начались невероятные красоты и сопоставимые с ними трудности – собственно это и было восхождение на 3000.
Дорога, которой мы держались, была отмечена красно-белыми полосками, что, как мы потом выяснили, означает самый высокий уровень сложности. Присаживаясь время от времени на каменные пеньки, мы вздыхали, любовались, говорили друг другу какие-то смешные подбадривания, задавали Оливье вопросы «а еще долго?» получали, к сожалению, честные ответы, и шли и шли и шли вверх. На вершине ледника, которую венчал крест, мы оказались часа через три. И тут на нас со всех сторон посыпались чудесные виды, а из рюкзака Франчески – швейцарские продукты питания, включая вино в стеклянной (!) бутылке! Вот на этом месте мне стало очень стыдно за нытье. Потому что я-то ничего не несла, даже телефона. Ужин на Glacier3000 был одним из самых вкусных в моей жизни.
Поправив настроение, мы приняли решение спускаться. Это еще часа на два, сказал Оливье. Наш караван (для безопасности вновь надо было идти в связке) периодически не сговариваясь останавливался, чтобы полюбоваться видами – за нашими спинами садилось солнце. В Cabane des Diablerets мы вернулись в полной темноте, освещая дорогу налобными фонарями. В самом низу, очень далеко, светились золотые гирлянды улиц Дьяблере. В доме, где нам предстояло провести ночь, все спали (две девушки, которые работают на кухне, встают очень рано), на плите нас ждали две огромные сковороды пасты с ветчиной. Сил на второй ужин не было. Но мы выпили по бокалу местного красного.
Я поставила будильник на 5:30, чтобы посмотреть на рассвет. Рассказывали, будто они тут волшебные. Закутавшись в одеяло (перебудив всех своих сокамерников), спустилась на террасу. Пятнадцать минут все происходило очень медленно, то есть почти ничего не происходило, я начала засыпать и замерзать. Поднялась в комнату и легла. Вдруг меня будит какой-то мужской шепот (или рука?), я открываю глаза и вижу Оливье, он показывает на окно, там настоящий рассвет, тот самый, волшебный. Я говорю ему что-то вроде «да, классно, спасибо», смотрю на часы (5:57) и закрываю глаза. Надо было померзнуть еще 17 минут…