Laub, Steinberg и Galtiberg — три кита фрирайда в Энгельберге

Энгельберг в кантоне Обвальден в центральной Швейцарии мог бы и не получить свое божественное имя (гора ангелов), если бы в 12-м веке Конраду Зелленбюренскому не почудилось ангельское пение, доносившееся с ближайших горных вершин. В 1120 году он и аббат Адельхельм основали в этих местах монастырь, и  пока они оба ломали голову над тем, какое имя ему дать, вновь услышали пение. Так мог петь только хор ангелов! – решили преподобные отцы, в результате чего и монастырь, и населенный пункт, образовавшийся вокруг него, получили свое имя.

IMG_1682

В позапрошлом веке здесь, как впрочем и повсюду в Швейцарии, начал развиваться туризм. В 1898 году в Энгельберге уже торжественно открывали первую в Швейцарии электрифицированную зубчатую железную дорогу, а в 1938-м курорт принимал чемпионат мира по горнолыжному спорту! Сегодняшний Энгельберг – настоящая находка для любителей зимнего активного отдыха. Для опытных горнолыжников и сноубордистов — и того больше! Скромная (82 км трасс), как кто-то возможно отметит, зона катания с лихвой компенсируется внетрассовыми возможностями всего региона. Недаром Энгельберг называют маленьким Шамони.

2014-2015

В России этот необыкновенный курорт, к сожалению или к счастью, не очень известен, зато он давно стал местом паломничества не только жителей соседнего Люцерна, но и туристов из далекого Дели, Шанхая и Токио. За подъем на ледник у вершины Титлиса и возможность поиграть в снежки летом или сфотографироваться зимой в обнимку с крутым викингом-фрирайдером индийцы, китайцы и японцы готовы лететь за тридевять земель, мерзнуть, мокнуть и вообще страдать. Смотреть на их трепещущие на ветру тела без шапок и варежек, завернутые в какие-то цветные азиатские пеленки, просто больно. Компании-оператору канатных дорог на Титлисе пришлось даже открыть на самом верху магазин/прокат более подходящей верхней одежды и обуви. От греха подальше.

IMG_1826

Разительно отличаются от этих трогательных и уязвимых созданий среднестатистические лыжники на Титлисе. Рано утром после снегопада внутри вращающейся вокруг своей оси гондолы у вас и так пойдет голова кругом, а тут еще ощущение будто вы рыщете в небе на «летучем голландце» в компании матерых сорвиголов. Эта команда с «веслами» (среднестатистические лыжи в Энгельберге шириной вполне сойдут и за весла) кажется непотопляемой, а количества баллонов со сжатым воздухом в противолавинных рюкзаках за плечами у каждого второго наверняка хватило бы, чтобы пустить по ветру небольшую крепость.

IMG_1926

Они и вправду за пару часов разносят в пух и прах, но не каменные замки, а самые «вкусные» и легкодоступные (но отнюдь не легкие) внетрассовые склоны Титлиса. Первым страдает от нашествия этих суровых «варваров» на самых широких лыжах, какие вы только можете представить, Laub. Громадная крутая стена с перепадом 1200 м и уклоном до 40 градусов, которую отлично видно из самого Энгельберга. Заехать на верхнюю ее кромку проще-простого с креселки Laubersgrat, небольшим траверсом влево перевалив за ближайший гребень. Дальше постойте, осмотритесь и отдышитесь.

IMG_1954

Впереди, а вернее под ногами у вас широченный склон с практически неизменным углом наклона и неслабым перепадом. Тут нет ни леса, ни скал, ни одного так называемого «островка безопасности» до самого низа. Пару лет назад в начале сезона пять лыжников сорвали лавину в самом начале Лауба и пролетели все 1200 метров перепада. Откопали. У всех были противолавинные рюкзаки. Но приятного, мягко говоря, мало. Поэтому, чтобы получить удовольствие и уцелеть хотя бы не спешите оказаться там самыми первыми. Склон лавиноопасен, а его сложность и крутизна часто просто недооцениваются.

IMG_2009

Вообще доступность многих маршрутов на склонах Титлиса прямо с подъемников, огромный перепад высот (до 2000+ м), северная экспозиция и большое количество снега — все это не только привлекает сюда опытных фрирайдеров со всей Европы, но и наводит на мысль о том, чтобы попробовать любителей. И как раз им в первую очередь следует иметь в виду, что внетрассовое катание в Энгельберге является одновременно и одними из самых технически сложных. Хорошее владение лыжами или сноубордом, сопровождение гида, наличие и умение использовать необходимое лавинное снаряжение – непременные условия для фрирайда в Энгельберге. Если это про вас, то мы едем дальше.

IMG_1754

Ледник Steinberg в самом центре зоны катания на Титлисе. Легко доступен с гондолы Rotair — единственного (пока) в Альпах подъемника, кабины которого делают полный оборот в 360 градусов за то время, что вы проплываете в воздухе на ледником. Причалив на высоте 3020 м и выйдя из здания верхней станции, можно сразу же встегиваться в лыжи или сноуборд – вы в самом начале длинного внетрассового маршрута, спускающегося по леднику к замерзшему озеру Трубзее с перепадом высот в 1200 м!

IMG_1797

Сераки, открытые трещины и большие скальные сбросы могут стать не только замечательной деталью ваших фотографий, но и большой проблемой на спуске. Поэтому сопровождение гида или как минимум человека, который знаком с возможными линиями спуска, обязательно. В целом же основные маршруты на леднике, проходящие по правому и левому его краю, довольно простые и, пожалуй, одни из самых впечатляющих в плане окружающего вас пейзажа.

IMG_1889

К тому же озеру Трубзее ведут и несколько внетрассовых маршрутов с Jochstock (2554 м) – верхней станции кресельного подъемника на противоположной стороне зоны катания. Ледник лежит ниже этой горной гряды, но тут есть много скал и видимость часто ограничена перегибами, за которыми может легко оказаться очередная вертикальная стенка и выбраться откуда будет совсем непросто, если вообще возможно. Будьте предельно осторожны, прямого спуска вниз к озеру с Jochstock нет зато есть приличный скальный сброс. Держитесь левее и не спускайтесь слишком низко раньше времени, чтобы не пропустить траверс к нижней станции подъемника Alpstubli у озера. Особенно актуально для сноубордистов, которым в половине случаев все равно приходится полпути вдоль озера топать пешком. В целом, после двух-трех спусков с гидом в этом районе вы вполне сможете ориентироваться и кататься в этой зоне самостоятельно.

IMG_1735

Ну и наконец Galtiberg — эпический спуск с Титлиса на окраину Энгельберга в долине, с перепадом в 2000 метров. Одновременно является и самым технически сложным и запутанным, мы бы не рекомендовали во избежание неприятностей отправляться в этот путь без гида. Маршрут по сути начинается от верхней станции бугеля Gletcherlift, попасть куда можно только с верхней станции гондолы Rotair. Первая, верхняя часть представляет собой широченное снежное поле на леднике, с хорошим уклоном и без трещин – фантастика! Дальше за ним склон проваливается в в узкое разветвляющееся ущелье, в котором легко по незнанию проехать очень нужный выход и траверс направо. Кулуар левее вниз выглядит простым и убедительным, но кончается лавиносборником – очень неприятным местом, где легко можно и остаться.

IMG_1745

Траверс вправо, на вид гораздо менее привлекательный, ведет в следующий сектор полей и глубокого снега. За которым начинается довольно утомительный и непростой (особенно для сноубордистов) выкат, длинным траверсом по лесу огибающий горную гряду справа. В некоторых местах гиды провешивают веревки, чтобы не сорваться с 70-метрового обрыва. В самой нижней части – классический бэккантри-выход в долину с засыпанными летними домиками для скотины и заборчиками, лесом, ручьями, канавами и мостками, и конечной рейсового автобуса, который вернет вас через какое-то в цивилизацию. Рассчитывайте свои силы и планы, если соберетесь проехать Galtiberg! На него можно (и не жалко) потратить гораздо больше времени, чем вы предполагаете…

IMG_1914

Помните обо всех предосторожностях и сложностях, будьте готовы физически, возьмите гида и вы ни разу не пожалеете ни о потраченных деньгах, ни о времени. Масштабы всего региона, грандиозные горы, виды и ощущения запомнятся вам надолго, если не на всю жизнь. Гарантируем! Все, о чем шла речь выше – это лишь часть, самые доступные (но не простые) внетрассовые маршруты в Энгельберге. И их вполне достаточно для того, чтобы курорт и впредь оставался таким популярным среди фрирайдеров.

NB

Катание вне трасс сопряжено с повышенным риском. Вы оказываетесь в небезопасной среде, на неизвестном рельефе, на свой страх и риск. Уровень подготовки лыжника или сноубордиста должен быть высоким. Необходимо иметь при себе минимальное противолавинное снаряжение (щуп, лопата, бипер) и уметь им пользоваться. А соответсвующее оборудование и одежда для фрирайда дадут вам возможность почувствовать весь кайф от катания по глубокому снегу. Команда Proalps с большим удовольствием катает и тестирует этой зимой лыжи Salomon Rocker2 122, ботинки Atomic Waymaker Carbon 130 и горнолыжную одежду Salomon Quest Motion.

Автор

Proalps — это творческое объединение профессиональных путешественников, журналистов и фотографов. Нас объединяет активный образ жизни и это большое путешествие в больших горах. Альпы зимой и летом. Блог, новости, личный опыт и впечатления, фото и видео. Мы хотим сделать для вас эти горы для всех ближе, горцев — понятнее, а отдых в горах — содержательным и разнообразным.