Солнечный тихоход

О том, что швейцарцы бережливы знает каждый, кто доверяет здешним банкам свое состояние. Но одними деньгами они не ограничиваются, берегут все. Нервы туристам — все основные сообщения в транспорте произносят на трех языках, в каждом кантоне свой офис по туризму и потеряться здесь может только глухонемой. Берегут свое время и поэтому расписания здесь пишутся с точностью до минуты, а пунктуальность здесь, кажется, особый предмет в начальной школе, который все сдают на “пятерки”. И, конечно, берегут природные ресурсы. Поэтому прогулочные корабли в акватории Лозанны плавают на солнечной энергии. По-крайней мере три из них.

Оливье, добродушный круглолицый капитан и хозяин Les Aquarels du Leman, встречает нас на борту непривычно узкого судна. «Оно работает от солнечной батареи, размещенной над палубой, – говорит Оливье. – Мотор прямо у вас под ногами приводится в движение вот этим движком». Не жалея времени на объяснение, он открывает и показывет все тайники своего чудохода. К своему детищу Оливье относится очень трогательно. Оно и понятно: кораблями, работающими на солнечных батареях он занимается с 2001 года и каждый проект ему дорог.

В это время мы уже отошли от берега. Никто практически и не заметил этого. Корабль очень тихо идет в бухте Лозанны. Именно из-за низкого уровня шума это единственное моторное судно, которое может входить в природоохранную зону в районе Вильнева, а его пассажиры – одни из немногих счастливчиков, которые могут наблюдать за местными уникальными птицами.

Ну а мы уже проплываем старое судно, на борту которого разместилась неполная коллекция Олимпийского музея, основное здание которого закрыто на реставрацию до конца 2013 года. Следующий дом, привлекший наше внимание, дом генерала Анри Гизана. Он был главнокомандующим в годы Второй мировой войны, четвертым и последним в истории Швейцарии, кто носил звание полного генерала.

Кажется прогулка приобретает формат лекции. «Нет-нет, – улыбается Оливье, – на днях настоящую лекцию на борту прочитал писатель Жан Виллар Гийе. Этот корабль просто создан для лекций, чтения прозы или поэзии, музицирования. И все из-за отстутствия привычного нам звука мотора. На прошлой неделе, прямо там, где вы стоите, сидел гитарист и певец, концерт слушали 18 человек». Кроме этого, Оливье со своими компаньонами организовывает шоколадные дегустации на воде (в этом сезоне их будет еще около шести), подумывает проводить сеансы массажа на закате и, возможно, классы йоги посередине Женевского озера.

Конечно, этот корабль можно эксплуатировать только в хорошую погоду, без солнца он проплывет около 20 часов. Но когда думаешь о благоприятном его влиянии на окружающую среду, все эти минусы самим собой тонут. Почему бы весь транспорт не перевести на солнечные батареи? «Для этого погода в Лозанне не слишком подходящая», – говорит Оливье, жмурясь от солнца и закрывает глаза. Явно мечтает о мире, где все будет работать только от солнечной энергии.

20 часов может обходится без солнечного света лодка
12 км/час ее максимальная скорость
3 лодки в компании Оливье