Лейкербад: учимся кататься на лыжах

Наши маленькие покорители гор — Тим (1 год и 8 месяцев) и Лука (2 года и 4 месяца) — еще не доросли до своих первых лыжных уроков, но мы уже присматриваем для них школы на будущий сезон. Сделав ревизию нескольких альпийских курортов, пришли к такому выводу: везде найдутся энтузиасты, готовые поставить двухлетних малышей на лыжи, но не гарантирующие, что попытка будет удачной (если ребенок не в духе, занятие может закончится, так и не начавшись). Ведь на успех этого предприятия влияет множество факторов: погодные условия, место проведения первых занятий, уклон горки, наличие/отсутствие удобных детских подъемников, взаимопонимание между учеником и инструктором, а также между родителем и инструктором, и другие, в том числе и вполне субъективные моменты.

resized_552x280_552x280__mg_1677_verkleinert

В Лейкербаде, на наш общий мамский взгляд, есть все подходящие условия для успешного старта: здесь всегда тепло и солнечно, прямо в центре курорта находится уютная зона катания Erli, с пологими склонами, оборудованная комфортными лентами-транспортерами, детской игровой зоной и площадкой для малышей, а в школах всегда найдется русскоговорящий инструктор, с которым можно избежать дополнительных трудностей перевода.

resized_552x348_552x348__mg_1695_verkleinert

Местная горнолыжная школа – Official Swiss Snowsports School — принимает учеников с двух с половиной лет. Для таких малышей работает детский сад Moskitos, в котором будущих спортсменов знакомят с лыжами, катают на подъемнике и спускают с горки (группа формируется при количестве желающих не меньше четырех), в перерывах ребятишки обедают и играют на детской площадке. Многого ожидать от таких уроков не стоит – для маленьких непосед это, скорее, приятное времяпрепровождение на свежем воздухе под присмотром инструктора, а не обучение технике катания.

Дети постарше – от четырех до шести лет — учатся по программе Snowli. У них уже все по-настоящему: самостоятельные спуски, повороты, торможение и даже гонки по пятницам. С группами занимаются немецко- и франкоговорящие преподаватели. А все русскоязычные инструкторы, которых на курорте предостаточно, дают индивидуальные уроки. Мы побеседовали с одним из них – словаком Питером Злечовским, который уже два года работает в официальной горнолыжной школе Лейкербада и за это время накатал с учениками более 320 часов.

Почему вы не работаете с группами?

Во-первых, тяжело работать с несколькими малышами одновременно: один начинает плакать – его сразу же подхватывают все остальные, и понеслось! Во-вторых, это большая ответственность. Представьте, что вам вручили с десяток детей, которых надо не только учить, но еще и постоянно следить за ними. Типичная ситуация на горе во время группового занятия: кто-то из учеников упал на подъемнике, и надо срочно бежать его поднимать, тем временем часть группы уже поднялась наверх и разбежалась в разные стороны, остальные стоят внизу и плачут, потому что боятся подниматься. Для меня это слишком большой стресс. В принципе, я работаю с группами, но только если они небольшие и состоят из членов одной семьи – например, мамы и ее детей или братьев и сестер. Иначе не получается каждому уделить достаточно внимания, а ведь иногда во время занятия приходится даже переобувать ученика, и на это тоже нужно время.

А зачем переобувать?

Вы разве не знаете, что у многих не складывается с лыжами только из-за того, что они выбрали не те ботинки или неправильно их надели? Например, кто-то забывает заправить язычок внутрь, а значит, нога фиксируется недостаточно хорошо и сразу страдает техника. Бывает, что начинаешь учить и вдруг в процессе замечаешь, что твой подопечный при остановке откланяется назад. Это для меня сигнал, что надо проверить, правильно ли надеты и застегнуты ботинки!

_MG_6647

Получается, вы каждому ученику подбираете и надеваете ботинки?

К сожалению, у меня такой возможности нет. Но если я вижу, что что-то идет не так – в первую очередь обращаю внимание на экипировку.

А как же с маленькими детьми? Им вообще сложно обувь подобрать. Да и как понять, что проблема именно в ботинках?

Ну для малышей до трех-четырех лет делают другие ботинки, более комфортные, с одной клипсой, ведь они в этом возрасте не над техникой работают, а знакомятся с оборудованием и с тем, как им управлять. Потом уже подбираются более жесткие ботинки.

Используете ли вы какие-то специальные приспособления для обучения малышей?

Лично я стараюсь не использовать – все эти штуки только мешают осваивать правильную технику и тренировать чувство равновесия. Иногда могу прибегнуть к поводьям, но цепляю их не за торс ученика, а к ботинкам — тогда ребенок может почувствовать, как у него должны работать ноги на поворотах.

_MG_6650

Что вы можете сказать, исходя из своего опыта, по поводу присутствия родителей на уроках: желательно ли оно или дети меньше капризничают, когда в их поле зрения нет заботливой мамочки, которая всегда их может пожалеть?

Это все индивидуально и зависит от ребенка, но в принципе, с детьми до четырех лет я предпочитаю заниматься в присутствии родных (мамы, папы или бабушки) – тогда они испытывают меньший стресс. А то для них и так слишком много впечатлений сразу – новые ощущения на лыжах, новая нагрузка на мышцы, совершенно другой рельеф, да еще и незнакомый дядька рядом: ну как тут не расплакаться? У меня был такой случай: родители оставили мне свою трехлетнюю дочь, с которой я должен был заниматься, а сами ушли в ресторан. Так вот эта малышка все время плакала и требовала обратно маму с папой. Полчаса я не мог ее ничем отвлечь: ни шутками, ни прибаутками, ни игрушками с конфетами. Я даже делал вид, что звоню родителям, но и этот фокус не сработал. Девочка была непреклонна – пришлось вызывать родителей. Поэтому я советую тем мамам, которые знают, что ребенку будет комфортней в ее присутствии, оставаться рядом и таким образом не терять время и деньги, ну и не доводить ребенка до истерики. А вот с более старшими детьми все наоборот – в этом случае родственники могут быть отвлекающим фактором, поэтому лучше во время занятий не маячить перед ними.

_MG_6652

Сколько должен длиться первый урок?

Опять же зависит от возраста ученика. Если это ребенок до четырех лет, то больше чем на час его вряд ли хватит. С таким надо заниматься, пока ему это в удовольствие, иначе можно отбить всю охоту. Я обычно предупреждаю родителей малышей, чтобы они не ожидали каких-то сверхъестественных результатов – все-таки возраст накладывает свои ограничения. А вот для взрослых и детей постарше часового занятия будет недостаточно – нужно брать два часа минимум, ведь много времени тратится на то, чтобы подняться, размяться, отрегулировать лыжи и ботинки, потом все объяснить, показать, поправить. За час всего этого не успеть.

Имеет ли значение, где будет проходить первый урок – на горке для начинающих или на серьезном склоне?

Конечно! Я считаю, что и детям, и взрослым, если они никогда не стояли на горных лыжах, надо начинать с пологой горки. Во-первых, у учеников там будет меньше страха, который, в принципе, может стать серьезной помехой в процессе обучения, да и технику всегда лучше отрабатывать в более комфортных условиях. Я со всеми новичками занимаюсь на Erli. И только когда они хорошо усвоят новые навыки, беру их на Торрент.

IMG_0244

Какой минимальный курс необходим новичку?

Мы всем рекомендуем брать пять дней – это срок, за который можно что-то освоить. К тому же при оплате пятидневного курса цена за индивидуальный урок получается меньше: например, за все обучение вы заплатите 590 франков (выходит 118 франков за каждый день по 2 часа), а одно двухчасовое занятие обойдется в 130 франков. Конечно, в случае с малышами лучше оплачивать каждый урок отдельно, ведь дети такие непредсказуемые: сегодня хотят заниматься, завтра – нет.

С малышами вам приходится быть одновременно и инструктором, и аниматором. Что вы делаете, если ребенок капризничает и отказывается вас слушать?

Бывает, я выдумываю разные истории, чтобы уговорить ребенка последовать за мной. Например, говорю ему: «вон там мы можем встретить зайчика – поехали туда, поищем его», «а теперь давай поднимемся наверх – вдруг мы увидим там мишку» и так далее. В карманах у меня всегда лежат сладости и игрушки – это моя «скорая детская помощь». Некоторые инструкторы переодеваются в кукол, чтобы детям было веселее кататься, кто-то придумывает для учеников отличительные эмблемы – короны или что-то в этом роде. В общем, очень творческая работа – постоянно приходится что-то изобретать.

Наверное, взрослых учить гораздо проще?

Да нет, по-разному бывает. Иногда и шестнадцатилетние плачут от обиды, что у них что-то не получается, их тоже приходится успокаивать и подбадривать. Некоторые взрослые и вовсе бросают занятие прямо на середине, заявляя, что для них это слишком тяжело. Лично мне больше нравится работать с детьми – особенно с девочками. Они, как правило, очень послушные, сообразительные и трудолюбивые. Например, в прошлом году я учил кататься маленькую Софию четырех с половиной лет – так она настолько быстро все схватывала, что я просто диву давался. Кстати, в этом году я ее снова встретил на горке –  теперь моя бывшая ученица катается в группе на Торренте, и ее мама сказала, что София уже успела принять участие в соревнованиях на Erli и заняла там первое место. Я очень горжусь этой девчушкой.

Автор

Творческое объединение профессиональных путешественников, журналистов и фотографов. В затяжном путешествии и тревел-блоге о больших горах и горцах, нравах и обычаях, занятиях и развлечениях в Альпах.

Advertisment ad adsense adlogger