Наши маленькие покорители гор — Тим (1 год и 8 месяцев) и Лука (2 года и 4 месяца) — еще не доросли до своих первых лыжных уроков, но мы уже присматриваем для них школы на будущий сезон. Сделав ревизию нескольких альпийских курортов, пришли к такому выводу: везде найдутся энтузиасты, готовые поставить двухлетних малышей на лыжи, но не гарантирующие, что попытка будет удачной (если ребенок не в духе, занятие может закончится, так и не начавшись). Ведь на успех этого предприятия влияет множество факторов: погодные условия, место проведения первых занятий, уклон горки, наличие/отсутствие удобных детских подъемников, взаимопонимание между учеником и инструктором, а также между родителем и инструктором, и другие, в том числе и вполне субъективные моменты.
В Лейкербаде, на наш общий мамский взгляд, есть все подходящие условия для успешного старта: здесь всегда тепло и солнечно, прямо в центре курорта находится уютная зона катания Erli, с пологими склонами, оборудованная комфортными лентами-транспортерами, детской игровой зоной и площадкой для малышей, а в школах всегда найдется русскоговорящий инструктор, с которым можно избежать дополнительных трудностей перевода.
Местная горнолыжная школа – Official Swiss Snowsports School — принимает учеников с двух с половиной лет. Для таких малышей работает детский сад Moskitos, в котором будущих спортсменов знакомят с лыжами, катают на подъемнике и спускают с горки (группа формируется при количестве желающих не меньше четырех), в перерывах ребятишки обедают и играют на детской площадке. Многого ожидать от таких уроков не стоит – для маленьких непосед это, скорее, приятное времяпрепровождение на свежем воздухе под присмотром инструктора, а не обучение технике катания.
Дети постарше – от четырех до шести лет — учатся по программе Snowli. У них уже все по-настоящему: самостоятельные спуски, повороты, торможение и даже гонки по пятницам. С группами занимаются немецко- и франкоговорящие преподаватели. А все русскоязычные инструкторы, которых на курорте предостаточно, дают индивидуальные уроки. Мы побеседовали с одним из них – словаком Питером Злечовским, который уже два года работает в официальной горнолыжной школе Лейкербада и за это время накатал с учениками более 320 часов.
Почему вы не работаете с группами?
Во-первых, тяжело работать с несколькими малышами одновременно: один начинает плакать – его сразу же подхватывают все остальные, и понеслось! Во-вторых, это большая ответственность. Представьте, что вам вручили с десяток детей, которых надо не только учить, но еще и постоянно следить за ними. Типичная ситуация на горе во время группового занятия: кто-то из учеников упал на подъемнике, и надо срочно бежать его поднимать, тем временем часть группы уже поднялась наверх и разбежалась в разные стороны, остальные стоят внизу и плачут, потому что боятся подниматься. Для меня это слишком большой стресс. В принципе, я работаю с группами, но только если они небольшие и состоят из членов одной семьи – например, мамы и ее детей или братьев и сестер. Иначе не получается каждому уделить достаточно внимания, а ведь иногда во время занятия приходится даже переобувать ученика, и на это тоже нужно время.
А зачем переобувать?
Вы разве не знаете, что у многих не складывается с лыжами только из-за того, что они выбрали не те ботинки или неправильно их надели? Например, кто-то забывает заправить язычок внутрь, а значит, нога фиксируется недостаточно хорошо и сразу страдает техника. Бывает, что начинаешь учить и вдруг в процессе замечаешь, что твой подопечный при остановке откланяется назад. Это для меня сигнал, что надо проверить, правильно ли надеты и застегнуты ботинки!
Получается, вы каждому ученику подбираете и надеваете ботинки?
К сожалению, у меня такой возможности нет. Но если я вижу, что что-то идет не так – в первую очередь обращаю внимание на экипировку.
А как же с маленькими детьми? Им вообще сложно обувь подобрать. Да и как понять, что проблема именно в ботинках?
Ну для малышей до трех-четырех лет делают другие ботинки, более комфортные, с одной клипсой, ведь они в этом возрасте не над техникой работают, а знакомятся с оборудованием и с тем, как им управлять. Потом уже подбираются более жесткие ботинки.
Используете ли вы какие-то специальные приспособления для обучения малышей?
Лично я стараюсь не использовать – все эти штуки только мешают осваивать правильную технику и тренировать чувство равновесия. Иногда могу прибегнуть к поводьям, но цепляю их не за торс ученика, а к ботинкам — тогда ребенок может почувствовать, как у него должны работать ноги на поворотах.
Что вы можете сказать, исходя из своего опыта, по поводу присутствия родителей на уроках: желательно ли оно или дети меньше капризничают, когда в их поле зрения нет заботливой мамочки, которая всегда их может пожалеть?
Это все индивидуально и зависит от ребенка, но в принципе, с детьми до четырех лет я предпочитаю заниматься в присутствии родных (мамы, папы или бабушки) – тогда они испытывают меньший стресс. А то для них и так слишком много впечатлений сразу – новые ощущения на лыжах, новая нагрузка на мышцы, совершенно другой рельеф, да еще и незнакомый дядька рядом: ну как тут не расплакаться? У меня был такой случай: родители оставили мне свою трехлетнюю дочь, с которой я должен был заниматься, а сами ушли в ресторан. Так вот эта малышка все время плакала и требовала обратно маму с папой. Полчаса я не мог ее ничем отвлечь: ни шутками, ни прибаутками, ни игрушками с конфетами. Я даже делал вид, что звоню родителям, но и этот фокус не сработал. Девочка была непреклонна – пришлось вызывать родителей. Поэтому я советую тем мамам, которые знают, что ребенку будет комфортней в ее присутствии, оставаться рядом и таким образом не терять время и деньги, ну и не доводить ребенка до истерики. А вот с более старшими детьми все наоборот – в этом случае родственники могут быть отвлекающим фактором, поэтому лучше во время занятий не маячить перед ними.
Сколько должен длиться первый урок?
Опять же зависит от возраста ученика. Если это ребенок до четырех лет, то больше чем на час его вряд ли хватит. С таким надо заниматься, пока ему это в удовольствие, иначе можно отбить всю охоту. Я обычно предупреждаю родителей малышей, чтобы они не ожидали каких-то сверхъестественных результатов – все-таки возраст накладывает свои ограничения. А вот для взрослых и детей постарше часового занятия будет недостаточно – нужно брать два часа минимум, ведь много времени тратится на то, чтобы подняться, размяться, отрегулировать лыжи и ботинки, потом все объяснить, показать, поправить. За час всего этого не успеть.
Имеет ли значение, где будет проходить первый урок – на горке для начинающих или на серьезном склоне?
Конечно! Я считаю, что и детям, и взрослым, если они никогда не стояли на горных лыжах, надо начинать с пологой горки. Во-первых, у учеников там будет меньше страха, который, в принципе, может стать серьезной помехой в процессе обучения, да и технику всегда лучше отрабатывать в более комфортных условиях. Я со всеми новичками занимаюсь на Erli. И только когда они хорошо усвоят новые навыки, беру их на Торрент.
Какой минимальный курс необходим новичку?
Мы всем рекомендуем брать пять дней – это срок, за который можно что-то освоить. К тому же при оплате пятидневного курса цена за индивидуальный урок получается меньше: например, за все обучение вы заплатите 590 франков (выходит 118 франков за каждый день по 2 часа), а одно двухчасовое занятие обойдется в 130 франков. Конечно, в случае с малышами лучше оплачивать каждый урок отдельно, ведь дети такие непредсказуемые: сегодня хотят заниматься, завтра – нет.
С малышами вам приходится быть одновременно и инструктором, и аниматором. Что вы делаете, если ребенок капризничает и отказывается вас слушать?
Бывает, я выдумываю разные истории, чтобы уговорить ребенка последовать за мной. Например, говорю ему: «вон там мы можем встретить зайчика – поехали туда, поищем его», «а теперь давай поднимемся наверх – вдруг мы увидим там мишку» и так далее. В карманах у меня всегда лежат сладости и игрушки – это моя «скорая детская помощь». Некоторые инструкторы переодеваются в кукол, чтобы детям было веселее кататься, кто-то придумывает для учеников отличительные эмблемы – короны или что-то в этом роде. В общем, очень творческая работа – постоянно приходится что-то изобретать.
Наверное, взрослых учить гораздо проще?
Да нет, по-разному бывает. Иногда и шестнадцатилетние плачут от обиды, что у них что-то не получается, их тоже приходится успокаивать и подбадривать. Некоторые взрослые и вовсе бросают занятие прямо на середине, заявляя, что для них это слишком тяжело. Лично мне больше нравится работать с детьми – особенно с девочками. Они, как правило, очень послушные, сообразительные и трудолюбивые. Например, в прошлом году я учил кататься маленькую Софию четырех с половиной лет – так она настолько быстро все схватывала, что я просто диву давался. Кстати, в этом году я ее снова встретил на горке – теперь моя бывшая ученица катается в группе на Торренте, и ее мама сказала, что София уже успела принять участие в соревнованиях на Erli и заняла там первое место. Я очень горжусь этой девчушкой.