Как Porsche Design Studio в родном Цель-ам-Зее дизайн на высокий уровень поднимала

Гондолы самой старой канатной дороги в Зальцбургcком крае Schmittenhoehebahn, совладельцем которой является семья Порше, — первый же проект знаменитого дизайн-бюро Porsche для родного Цель-ам-Зее, который сразу взял приличную высоту. И получил когда-то престижную German Design Award в номинации «Транспорт и общественное пространство». Мы поговорили с гендиректором Porsche Design Studio Рональдом Хайлером и узнали, каково это — поднимать дизайн на уровень гор.

— Был ли у вас до этого опыт работы по созданию дизайна для подъемника?

— Нет, это был наш первый проект такого рода, после которого у нас появились новые заказы, и мы уже сделали кабинку для швейцарского курорта Лаакс.

— Почему компания, управляющая подъемником, решила заказать именно вам дизайн новой гондолы?

— Компанией был объявлен тендер, в котором мы приняли участие наравне с другими дизайн-бюро. В результате был выбран именно наш проект. Мы предложили совершенно новый взгляд на подъемник — и, видимо, это было как раз то, чего искал наш клиент – Schmittenhoehebahn. Им нужен был проект, который был бы и инновационным, и одновременно не похожим на все остальные канатки. Так получилось, что наши представления совпали.

— Porsche Design Studio разрабатывала только дизайн или принимала участие в строительстве?

— Мы не выполняли никаких инженерных работ, поскольку это требует дополнительных знаний и специалистов, а у нас нет инженерного отдела. Мы сделали общие расчеты и отправили дизайн-проект в компанию, которая специализируется на строительстве подъемников, а уже их инженеры проверили все технические характеристики, потому что безопасность превыше всего.

— Внесли ли они какие-нибудь правки?

— Самое удивительное, что нет: наши расчеты оказались правильными. Думаю, нам сильно помогло тесное сотрудничество не только с заказчиком, но и с известной австрийской компанией Carvatech, специализирующейся на строительстве канатных дорог. Кстати, именно эта компания в 60-х построила гондолу, которую в 2010 году сменила кабинка Porsche, и у них, к счастью, сохранились все схемы и инженерные документы на предыдущую версию. Поэтому мы могли на них ориентироваться, ведь механизм, который висит на канате и держит гондолу, остался прежний.

— Какое главное изменение произошло во внешнем облике гондолы?

— Одна из приоритетных задач, которую мы ставили перед собой, взявшись за проект, — это превратить подъемник из средства передвижения в нечто более грандиозное. Это раньше вопрос стоял исключительно таким образом: как доставить пятьдесят человек снизу на вершину горы. Теперь, на наш взгляд, этого недостаточно: мы хотим поразить людей и обеспечить им приятные впечатления еще во время их путешествия наверх. Поэтому самое большое изменение, которое произошло с гондолой по сравнению с ее предыдущей версией: она стала почти полностью прозрачной. Мы снабдили кабинку панорамными окнами от пола до потолка, и теперь в процессе семиминутного путешествия наверх можно наслаждаться фантастическими видами на горы, озеро и деревню.

— Но во многих кабинках, на которых нам доводилось подниматься, почти все стекла сильно поцарапаны лыжами, поэтому сквозь них вообще сложно что-либо разглядеть. Не ждет ли гондолу Porsche такая же участь?

— Просто в этих кабинках вместо стекла используется более дешевый плексиглас, который легко поцарапать. Мы же с самого начала заявили, что не хотим иметь дело ни с какими заменителями – нам нужно только настоящее стекло, чтобы потом не было проблем ни с внешним видом, ни с видимостью. Другое дело, что тут нам пришлось прибегнуть к своего рода трюку. Мы задумали побороть стереотип о том, что все кабинки должны выглядеть, как прямоугольные коробки. Нам хотелось приятной глазу формы. Но чтобы получить шарообразную гондолу, нам пришлось бы делать окна из изогнутого стекла, как в автомобилях. А оно стоит очень дорого, особенно если ты заказываешь его всего для двух кабинок, а не для тысячи машин. Поэтому мы постарались придумать такой дизайн, чтобы нам не пришлось применять изогнутое стекло, но при этом кабинка имела бы приятную обтекаемую форму. А вот как добиться плавных линий при использовании плоского стекла? Вот это была задачка!

— И как же вы с ней справились?

— Сначала мы создали макет кабинки в форме гальки, которая была очень большой: слишком высокой, слишком широкой и слишком длинной. Потом мы взяли нож и срезали с каждой из шести ее сторон по куску. В итоге мы получили раму с закругленными углами, которая и стала основанием для новой кабинки. Поскольку мы подрезали все стороны нашей «гальки» по прямым линиям, то те поверхности, где должны быть окна, получились прямые. Но из-за того, что изначально форма была овальной, контур остался плавным.

— Вместимость гондолы увеличилась?

— Нет, она даже стала немного меньше. Дело в том, что технические требования изменились с 60-х годов. Теперь, чтобы соответствовать всем нормам безопасности, база гондолы должна быть выполнена из большего количества металла. Следовательно, кабинка становится тяжелее. Но мы не можем превысить общую нагрузку на канат, которая была предусмотрена при строительстве подъемника много лет назад, ведь сам канат и держащий кабинку механизм с тех пор не менялись. Так что из-за добавленного количества металла, разрешенное количество пассажиров пришлось сократить – где-то на пять-шесть человек.

— Есть ли спрос на дизайнерские подъемники? Могут ли появится кабинки Porsche на других курортах?

— Думаю, да. Ведь горные лыжи – это не только спорт, это отдых, причем довольно дорогой, поэтому чтобы привлекать и развлекать людей, надо постоянно придумывать что-то красивое и интересное. К тому же, существует конкуренция между горнолыжными курортами, и чтобы выиграть в этой борьбе, надо предложить людям нечто большее, чем хорошо подготовленный склон и несколько приятных отелей. То же касается и подъемников: теперь это должно быть не просто перемещение из пункта А в пункт Б, надо сделать так, чтобы сам процесс доставлял удовольствие, чтобы это было сродни вождению Porsche, когда путешествие важнее конечной цели. И мы придерживаемся именно такой философии, работая над проектами для подъемников. И многие заказчики именно этого и хотят.

— Какое у дизайна в горах будущее? Вообще Альпы — хорошая площадка для арт-объектов?

— Конечно! На равнине нет возможности построить дом на высоте больше 1000 м над уровнем моря и наслаждаться реальным 3D эффектом. Еще в горах можно создавать новые формы, используя традиционные материалы. В некоторых частях Австрии это уже воплощается в жизнь. Форарльберг тому пример. Этот регион довольно известен своей современной архитектурой. Дома там сделаны из дерева, но выглядят абсолютно по-новому: большие окна, плоские крыши, современный, но при этом очень уютный дизайн интерьеров. Таким мне видится будущее Цель-ам-Зее. Вообще горы — это возможность делать масштабные вещи на высоте, где много не застроенного пространства.

— Есть ли у вас любимые места в Цель-ам-Зее?

— Если говорить о дизайне, то Цель-ам-Зее – это все-таки не то место, где можно найти какие-то архитектурные или дизайнерские прорывы. По крайней мере, не сейчас. Может быть, в будущем, потому что, мне кажется, курорт обязательно будет работать в этом направлении. Но здесь потрясающая природа, которая компенсирует недостаток арт-объектов. Летом я обожаю гулять вдоль озера. Либо сажусь на мотоцикл или в старинный автомобиль и поднимаюсь по серпантину в горы. Можно вообще пересечь Альпы и доехать до Италии. Еще у меня есть несколько любимых ресторанов. Например, ресторан Erlhof в замке на противоположной стороне озера. На мой вкус, там лучшая кухня на курорте. Также мне нравится ресторан Da JagAwirt! в Капруне, по дороге к леднику. Это очень оригинальное место с не менее колоритным хозяином-охотником, который носит огромную бороду. Конечно же, ресторан Mayer’s в красивейшем замке Schloss Prielau на берегу озера, им руководит один из лучших шеф-поваров страны – Андреас Майер. Люди из разных частей Австрии и Германии приезжают к нему на ужин. Что касается отелей, то интересный дизайн в Mavida Balance Hotel. В его оформлении как раз используется тот принцип, о котором я говорил ранее: традиционные альпийские материалы подаются в совершенно новом, современном ключе.

Автор

Творческое объединение профессиональных путешественников, журналистов и фотографов. В затяжном путешествии и тревел-блоге о больших горах и горцах, нравах и обычаях, занятиях и развлечениях в Альпах.

Advertisment ad adsense adlogger