Силой мыслил: обновленный Олимпийский музей в Лозанне

В Лозанне светит солнце, хорошая погода, и последнее, чего хочется — идти в музей. Это какая-то врожденная функция: если ты приехал в чужой город, то волчком крутись, но обойди все основные музеи! Будет что рассказать дома. Была б моя воля, сел бы в тени ресторана, заказал бокал Шасла и предавался бы швейцарской истоме. Но воли нет, меня взяли в оборот мои компаньоны, которые торопятся осмотреть отреставрированное здание и новую экспозицию Олимпийского музея в Лозанне.

DSC00236

Десять минут от станции Ouchy по набережной и еще столько же неторопливого подъема по лестнице, которая ведет к музею, вновь открывшемуся в конце 2013 года. На ступеньках выбиты даты всех Олимпиад, и все это восхождение вроде как должно напоминать путь на Олимп, но по ощущениям больше похоже на Голгофу. Если вы не первый раз в Лозанне, то экспозицию Олимпийского музея должны были изучить досконально — это одно из самых популярных мест города. Поэтому особых причин прийти сюда второй раз как бы не должно быть. И вот мне уже думается как бы побыстрее все посмотреть и вернуться к первоначальному плану захвата ресторана на набережной…

Настроение кардинально меняется после первого зала. Это вроде та же экспозиция, но настолько идеально «причесанная», что информация воспринимается совершенно по-новому. Мы входим через кабинет Пьера де Кубертена, который в своих дневниках записывает мысли о возрождении Олимпийских игр. Мыслитель и филантроп изображен на картине в паре с конем. Конь к истории отношения не имеет. А вот мысли усатого импозантного мужчины о силе, высоте и быстроте становятся реальностью в следующем зале. Здесь в видеоинсталяции воспроизводятся первые игры, возобновленные в 1896 году.

DSC00045

Вся новая экспозиция напичкана всевозможными интерактивными экспонатами. Где-то нужно вынуть с полки книгу, чтобы услышать речь де Кубертена об Олимпийских играх, в другом месте нажать кнопку и посмотреть, какие виды спорта вводились в конкретной Олимпиаде. На один зал про жезлы можно потратить полчаса, чтобы рассмотреть дизайн каждого и узнать все про факелоносцев. Сочинский жезл вмонтирован в этом ряду последним. И везде, около каждого большого раздела стоят стулья, лежат большие пуфы. Все это создает ощущение не строго музейного пространства, а большой игровой площадки. Очень многое здесь можно потрогать, покрутить и повертеть. Как, например, настоящие олимпийские медали или материю, из которой шили спортивную одежду столетие назад. Эту ткань можно тут же сравнить с сегодняшними высокотехнологичными материалами. 

В принципе, этот музей уловил современную тенденцию рассказывать об истории увлекательно. Здесь действительно теперь хочется задержаться и узнать, что в голове у спортсмена — фильм Дэрила Гудрича дает на этот вопрос довольно убедительный ответ. А почувствовать себя биатлонистом можно на почти профессиональном симуляторе на первом этаже. Тут же рядом проверить собственную координацию, ловкость и понять, готовы ли вы стать олимпийским чемпионом. Если готовы, то прямо перед выходом находится настоящий пьедестал. Разумеется все посетители выбирают 1 место. Оно и понятно: к концу экспозиции у всех снова появляется воля: воля к победе.