Что носят горнолыжники? Почти все. Одежду outdoor, «чисто горнолыжные классические» костюмы, комбинезоны райдерских брендов. Брендов и моделей — масса, на любой вкус: объемные и «в облипочку», дешевые и дорогие, гламурные и «сноуборд-стайл», утепленные и нет. Поэтому первый вопрос, который Георгий Дубенецкий задал руководителю разработчиков новой коллекции одежды Atomic: «Зачем?». Зачем Амер Спортс, владелец Atomic, Volant, Wilson, Suunto и других брендов, в числе которых и выпускающие горнолыжную и outdoor-одежду Salomon и Arc’teryx, вместо того, чтобы просто сделать еще одну линию уже известного бренда, начинает выпускать одежду совсем не «одежного» бренда Atomic?
На этот вопрос ответил директор проекта Рейнхард Шиттер — человек, который уже два с половиной года курирует разработку новой коллекции. И ответ оказался забавным, хотя и предсказуемым. Маркетологи провели опрос почти 5000 человек, выбирали, естественно, катающихся. Опрашиваемому предлагался список брендов, а затем вопрос «Какие бренды из предложенного списка ассоциируются у вас с лыжами/лыжной одеждой/ботинками?». Как это не удивительно, но около 45% горнолыжников, в том числе и в России, на этот вопрос в контексте одежды ответили: «Atomic». Ну, а при такой «наведенной» узнаваемости горнолыжного бренда, до сих пор не производившего одежды, не выпустить фирменную коллекцию — уже практически преступление. С точки зрения бизнеса, конечно: 45% потенциальных клиентов уже знают, что есть такая одежда, хотя ее еще нет. Вот и решили выпустить.
Естественно, перед разработчиками встал следующий вопрос: «райдовую или традиционно горнолыжную?» — то есть или довольно элегантные костюмы а-ля Kjus, Spyder, Goldwin и иже с ними, или что-то близкое к Burton-Armada. Был еще и третий вариант, — вообще уйти в outdoor типа того же Arc’teryx или Peak Performance…
После длительных исследований выяснилось, что при всем богатстве выбора во всех этих сегментах нет одежды, в которой сочеталось бы все лучшее из каждого из трех направлений. То есть, которая бы находилась на пересечении интересов трех целевых групп: катающихся по трассам, вне трасс и уходящим в бэккантри. И все — без фанатизма. То есть для основной массы катающихся, выбирающих все чаще лыжи именно All Mountain — универсальные или многоцелевые.
В общем, понятно: если отбросить мишуру рекламных слоганов, задача стояла следующая: новая одежда должна быть максимально легкой, максимально мягкой, с мембраной минимум 20/20 — то есть не промокающей под дождем и мокрым снегом, и максимально функциональной. В пределе — чтобы она вообще не ощущалась и при этом обеспечивала комфортное пребывание на склоне при самой разной погоде, за исключением экстремально холодной. Дизайн должен быть не таким строгим (или олдскульным), как у Spyder-Goldwin-Descente, не таким экстремально-функциональным, как у Marmot-The North Face, и не таким свободно-широким-мешковатым, как у райдово-бордических брендов. Ну и цвета — не мрачно-землистые и не «беленькое или черненькое с мехом и стразами». У каждого из вариантов есть свои приверженцы, так что перед разработчиками задача стояла непростая. И одежду, в которой гармонично сочеталось бы «все в одном», я действительно до сих пор не встречал.
По первому впечатлению, все удалось. Одежда Atomic получилась очень легкая, минимальная по объему и мягкая, это отметили абсолютно все. Могу прибавить к этому, что мне понравилось и то, как она сидит: немного свободнее, чем «чисто гэ-лыжная», и не такая свободная и «большая», как райдовая. А по функциональности — как адаптированный к лыжам outdoor, который, как мне кажется, наиболее близок к идеалу. Я имею в виду расположение карманов, доступ, молнии, вентиляция, зона воротника, капюшон. Плюс сетчатые карманы для маски и перчаток, снегозащитная юбка, панели из теплоотражающего материала в критичных местах (у некоторых моделей брюк это единственное утепление, что при теплой погоде просто супер!) и возможность пристегнуть брюки к куртке, превратив костюм в подобие комбеза. Ну и понятно — плюс стрейч-ткани, в мембранных куртках — защищенные молнии и проклеенные швы. Хорошо расположены вентиляционные молнии — они находятся по диагонали, как бы «перед» лямками надетого рюкзака, то есть открывать и закрывать их намного удобнее, чем у привычных моделей (в зонах подмышек).
В коллекции три линии: самая массовая — для «просто катающихся» — Treeline, для более продвинутых катальщиков — Ridgeline, и еще ближе к фрирайду — Cliffline, причем технологически все модели выполнены «по-максимуму»: мембрана Pertex 20/20, проклеенные швы, утеплитель Primaloft. Подробный рассказ о каждой из линий займет слишком много места, отмечу лишь, что линии различаются кроем и конструкцией, которые оптимизированы под требования соответствующих групп катающихся. И цветовыми сочетаниями, конечно!
В подарок все присутствовавшие на презентации получили по легкой теплой куртке, которую можно носить как верхнюю — материал Pertex при легком дожде не промокает. Поскольку у меня в хозяйстве есть и легкая пуховка, и внутренняя куртка с Thinsulate, и флис 200, сравниваю с этими тремя привычными для многих предметами. В сложенном состоянии — как пуховочка, и выигрывает и у флиса, и у Thinsulate. По теплу — понятно, у всех этих четырех «одежд» примерный партитет. Вес курточки — 350 г (точь-в-точь пуховочка), куртка из Thinsulate тяжелее на 150 г, у двухсотого флиса вес еще больше. Перед пуховкой (понятно, что речь идет о качественных легких моделях типа The North Face) преимуществ два: благодаря наружному слою из Pertex курточку Atomic можно носить даже в легкий дождь или мокрый снег (есть небольшая влагозащита), плюс она высыхает гораздо быстрее — в три-четыре раза, чем пуховка. В остальном — примерный эквивалент.
Я уже походил по осеннему дождливому Зальцбургу и по Москве в легкой курточке из самой младшей линии — мне понравилось. Комфорт заметно выше, чем во флисе, особенно когда то в магазин зайдешь, то под дождик выйдешь — днем, во всяком случае, было совершенно не обязательно сверху надевать еще и мембрану. А вот райдер Дана Флар уже покатался прошлой зимой в полном комплекте из верхней линии Cliffline — и в Новой Зеландии, и на Аляске. Я, естественно, при общении с ним и верхнюю мембранную курточку с Даны снял-померил — прикольная получилась вещь, и выспросил — как и что. Дана доволен: «Я два года участвую в разработке этой одежды и все мои замечания и предложения были приняты и учтены, а модели доработаны. Например, изменили положение молний и карманов, их размеры, внутренний материал. И сейчас я реально доволен тем, что получилось. Я и катался, и ходил в куртке Stormfold — она и сейчас на мне — в сочетании с тонкой утепляющей курткой из Primaloft, когда идешь наверх, она легко сворачивается и убирается в рюкзак или специальный карман на поясе, а если сильно дует или холодно — надеваешь ее сверху».
Мне — на не райдерский взгляд, правда, кажется, что к комплекту из тонкого второго слоя (курточка из Primaloft) и наружной мембранной куртки при трассовом катании в наших условиях придется добавить обязательное термобелье и тонкий флис (можно из коллекции Atomic — качественный, комфортный, но диагональные швы и цвета могут понравиться не всем). Без него боюсь замерзнуть, если будет градусов 15 мороза. И ребята из Сибири сразу сказали, что у них «пойдут» утепленные модели из линии Treeline, а не «слоеные» — из более старших линий. Тем более, что технологии и ткани одни и те же. В тонкую внутреннюю курточку я уже влез (спасибо организаторам!), хочу тонкую мембранную купить, как появится, а то теперь действительно ощущаю, что даже любимый Arc’teryx тяжеловат и жестковат…
Вкратце о тех, с кем удалось пообщаться. А что, кто-то на моем месте отказался бы пообщаться с Даной Флар и Дароном Ралвзом? Дана — райдер, победитель Североамериканского тура IFSA, постоянно снимается в фильмах TGR: ReSession, Under The Influence, Lost And Found, The Tangerine Dream, Light The Wick, One For The Road, Way Of Life, The Dream Factory, а Дарон и на Кубке мира становился первым в скоростном спуске, и золото на X-Games в ски-кроссе брал, и в фильмах снимается, и свой именной контест Banzai Tour проводит, и будет открывающим в Китцбюэле в этом году. И оба будут сниматься в следующем фильме TGR весной 2014 на Аляске.
Георгий Дубенецкий, лыжный эксперт, главный редактор Expertski.ru, постоянный автор Ski.ru / Фото автора