Как не угробить коптер и получить крутую съемку — лайфхаки от ProFly

Полет и съемка с коптера в зависимости от окружающих условий может быть, как удовольствием, так и большим стрессом. Конечно, нужна определенная смелость и решимость потерять аппарат — без здорового пофигизма иногда сложно выйти за рамки стандартных решений и ракурсов. Однако же боль утраты по глупости может оказаться соизмеримой с его стоимостью. Наши партнеры и эксперты из ProFly объясняют, как минимизировать риски и получить достойное качество материала.

МЕСТО СЪЕМКИ

Местность, где предстоит съемка, целесообразно заранее изучить. Буквально полетать в этом районе и посмотреть именно с коптера, как все выглядит. Интересные объекты, которые вы наметили, задний/передний план, «мусор» в кадре. После того, как осмотритесь «по сторонам», посмотрите себе «под ноги» — опустите камеру вниз, перпендикулярно поверхности земли. Возможно, обнаружите где-то интересный «рисунок», симметрию или объекты и ракурсы, о которых даже не догадывались. В случае с экшн-съемкой есть смысл просмотреть или даже прогнать весь маршрут следования — лететь придется быстро, а быстрые режимы у коптеров отключают сенсоры = необходимо заранее рассчитать весь полет, чтобы как минимум не встретиться на пути с препятствиями.

ВРЕМЯ СУТОК

Лучший свет/время для съемки — на восходе или закате. Даже в режиме автоматических настроек камера выдает снимки хорошего качества. Снимать на них постоянно не стоит — есть смысл разобраться в основных моментах (экспозиция, выдержка, баланс белого и пр.). Хотя бы для того, чтобы не разочаровываться в аппаратуре, что бывает довольно часто. Человек покупает хороший и недешевый коптер, и спустя какое-то время просто перестает снимать, потому что его фотографии или видео сильно отличаются от тех, которые они видит в интернете. В большинстве случаев собственная картинка «не дотягивает» именно из-за того, что нет навыков и привычки настраивать камеру под условия съемки. А в новых Mavic можно настроить довольно много параметров.

DJI Mavic 2 Zoom. Горный приют Lagazuoi, Италия.

КОМПОЗИЦИЯ

Если касаться технической стороны вопроса, а не творческой, то можно обратить внимание на несколько моментов. Выставите в настройках приложения на экране разметку, чтобы очевиден был центр кадра и распределение объектов по сетке в кадре — это дает дополнительные композиционные направляющие. Важнее, впрочем, любую  композицию плавно вывести во время съемки. Глядя на дерганную, резкую картинку сразу как будто понимаешь, что это не «кино», а съемка с коптера и весь эффект wow! пропадает. Поэтому есть смысл уменьшить скорость стабилизатора подвеса, чтобы он не двигался слишком быстро — чем меньше значение, тем плавней ход подвеса и более ровная, «киношная» картинка на выходе.

ПОГОДА

Температура, ветер, снегопад, туман — от погоды зависит многое, в том числе возможность эксплуатации дрона. В туман, например, летать можно, но лучше этого не делать — воздух влажный, конденсат проникает в коптер и это плохо. В дождь или снегопад ситуация может становиться критичной. Обращайте внимание на место взлета. Поверхность. Старайтесь не взлетать с песка, потому что пропеллеры разносят его частицы, они забивают мотор. Тоже самое со снегом. Зимой актуальны перчатки с кончиками пальцев, на которые реагирует экран смартфона. Если вы летаете в минусовую температуру, они необходимы, потому что вы можете находится в воздухе до получаса и руки запросто можно отморозить. Еще одна полезная вещь — дождевой козырек для смартфона и для пульта. Если внезапно пошел дождь или снег, вы сможете быстро вернуть на точку взлета и посадить коптер. Ветер. Верхняя граница, при которой можно относительно спокойно летать, — это 8-10 метров в секунду. Эксперты летают и при 20 м/с, но надо понимать, что коптер будет сильно болтать.

DJI Mavic 2 Zoom. Озеро Toblino, Италия.

БАТАРЕИ

В минусовую температуру батареи должны быть теплыми (не менее 15оС), носите их во внутренних карманах куртки. До -10оС летать можно спокойно, на летных характеристиках дрона такая температура практически не сказывается. Если за бортом еще холоднее, то надо понимать, что расход энергии батареи увеличивается по мере вместе с падением температуры. Следите за уровнем заряда, расстоянием и высотой полета — держите в уме, что коптер должен успеть вернуться назад. Еще один температурный нюанс: дрон запоминает условия (вкл. температуру) последнего полета. Если вчера вы запускали его при температуре 15оС, а сегодня поднимаете в -5оС, то дайте коптеру какое-то время на адаптацию. Поднимите в воздух на пару метров и просто дать ему немного повисеть, чтобы он обработал новую информацию.

ФИЛЬТРЫ

Фильтры нужны, если вы серьезно занимаетесь съемкой. Так же как и в случае с объективами фотоаппаратов, они имеют важную практическую функцию и работают на улучшение качества кадра. Для дронов выпускается много сомнительных аксессуаров вроде защиты лучей, например, которыми можно пренебречь, но фильтры — совершенно иное.

DJI Mavic 2 Zoom. Перевал Passo Giau, Италия.

ВИЗУАЛЬНЫЙ КОНТАКТ

Момент, к которому необходимо быть готовым, — рано или поздно дрон теряется из виду, и полет проходит «по приборам» и камере. Если вы плохо ориентируетесь на местности, то в какой-то момент, даже глядя на экран смартфона, вы перестаете понимать куда лететь, чтобы вернуться. Не паникуйте. В левом нижнем углу дисплея отображается «карта» — сфера, точка в центре которой обозначает ваше местоположение. Блуждающая вторая точка — это ваш коптер, направление движения которого также отображается на карте. Глядя на нее, вы можете повернуть дрон в свою сторону и двигаться вперед по карте, корректируя направление при необходимости. Контролируйте высоту, чтобы избежать возможным столкновений с препятствиями.

ПОТЕРЯ ДРОНА

В большинстве случаев падение дрона заканчивается печально. Надеяться на то, что, упав с большой высоты, у него сломается один пропеллер не стоит. Обычно повреждения гораздо серьезнее, иногда непоправимые. Поэтому летайте аккуратно. Будьте готовы к потере связи из-за помех. В настройках приложения выставите высоту, на которой коптер будет возвращаться на точку взлета (домой). Она как минимум должна быть в полтора-два больше высоты самого заметного объекта (дом, лес, холм и тп) там, где вы летаете. Если дрон потеряет связь, он сначала поднимется на заданную высоту и только потом полетит домой. «Дом» — это место, откуда производился взлет. Если дрон потерялся, можно проследить логи полетов: увидеть какие были ошибки, на какой высоте летел, что произошло, координаты точки падения. Если вы примерно представляете себе место падения, но нет возможности установить его точнее с помощью логов, можно включить подачу коптером звукового сигнала. В приложение DJI активируете функцию ESC Beeping и дрон начинает издавать короткими интервала высокочастотный звуковой сигнал, по которому можно ориентироваться при поиске.

ЛАЙФХАКИ

  • Перед включением коптера — не перед взлетом, а перед включением (!) — всегда снимайте крышку подвеса. В противном случае могут сгореть моторы на камере. Это действие нужно довести до автоматизма.
  • Если вы летаете над водой, то имеет смысл отключать сенсоры — из-за бликов и отражающей поверхности дрон не всегда может адекватно оценить расстояние до воды. «Подумав», что он резко поднялся вверх, коптер начнет опускаться и нырнет в воду.
  • Следите за наличием и количеством птиц в районе полета. Для них коптер часто оказывается объектом пристального внимания, некоторые даже пытаются напасть и сбить его. Это не причина не летать, но принимать во внимание этот фактор целесообразно.
  • Очевидная, казалось бы, вещь, но не для всех, как показывает практика — не игнорируйте системные уведомления о состоянии коптера, которые выдает мобильное приложение. Необходимость калибровки, низкий заряд батареи, ошибки связи и геолокации — все это нельзя пропускать и следует действовать согласно рекомендациям приложения.
Автор

Творческое объединение профессиональных путешественников, журналистов и фотографов. В затяжном путешествии и тревел-блоге о больших горах и горцах, нравах и обычаях, занятиях и развлечениях в Альпах.