Герольд Бинер, пилот вертолета Air Zermatt [Церматт, Швейцария]

БРУНО ЙЕЛЬП и ГЕРОЛЬД БИНЕP
Шеф спасательной службы и пилот вертолета. Церматт, Швейцария

Застать этих мужиков по одиночке кажется невозможно. Они даже снимать зарплату в банкомате ходят вместе. Так вот вдвоем с получкой и пришли на встречу. От угощения отказались и сами поили меня пивом, потягивая на ночь глядя по двойному эспрессо вприкуску с шоколадкой. Собственно, похоже только ночью они и расстаются. Герольд идет домой поспать перед ранним утренним вылетом или ночным вызовом – тут уж как получится, а Бруно идет в свою домашнюю «обсерваторию» намечать план завтрашних вылетов Герольда и прочих профилактических мероприятий по обеспечению безопасности Церматта и прилегающих окрестностей.

Бруно Йельп, шеф спасательной службы комунны Церматта

Бруно Йельп, шеф спасательной службы комунны Церматта

Бруно – шеф спасательной службы всей комунны Церматта, Герольд – его верный товарищ и правая рука во всем, что бы ни происходило. В день, когда мы встретились, автомобильная дорога в Церматт второй день была закрыта из-за схода лавин, а снег, не переставая шел уже третьи сутки, грозя завалить и основной, железнодорожный путь до курорта. По наводкам Бруно за весь день перед нашей встречей Герольд сбросил в вертолета в общей сложности около 37 зарядов взрывчатки, сшибая лавины в разных концах долины. Еще пять собственноручно с вертолета успел утром доставить на место сам Бруно. Стрелять или спукать заряд с вертолета на троссе, говорит, было нельзя – ветер и не видно ни черта! Поэтому шел и закладывал сам по точным координатам.

Координаты Бруно каждый вечер, а то и ночью вычисляет сам в той самой домашней «обсерватории». Похоже это на центр управления полетами – компьютеры, камеры, распечатки. По всей долине, по всем более или менее опасным и не очень склонам установлены самые разные датчики, передающие Бруно информацию о ветре, снеге, температуре и куче других параметров, влияющих на лавиноопасность данного склона. Собственно, изучая еженощно эти показания, Бруно и составляет для себя, Герольда и остальных план действий на завтра: сюда два кило взрывчатки, сюда – пять, это пока не трогаем, тут кинем с вертолета, а здесь придется идти закладывать вручную…

Бруно – волонтер. На комуну он работает бесплатно, а зарплату получает как инструктор, которым помимо прочего и является. В его команде, которая работает по принципу скорой или пожарной помощи 24 часа в сутки 365 дней в году, помимо Герольда всего 12 гидов и три немецких шепарда, выученных находить людей попавших в расселины на ледниках. Все они, включая псов – такие же волонтеры. В случае большой беды вроде завала железной дороги или большого ЧП в горах Бруно имеет все полномочия призвать под свои знамена еще 120 гидов-спасателей. Такое, слава богу, случается не часто.

Спасение народа на трассах – еще забота Бруно и Герольда, часто оборачивающаяся досадными недоразумениями, из-за которых оба сильно расстраиваются. Больше всего им не нравится звонки ночью и потерянные люди. Потому, что много раз вылетали на вызов искать человека на горе после звонка его родственников, не удосужившихся проверить ближайший бар. Одного профессора, уехавшего вдруг в Цюрих в офис, его жена, Бруно и еще трое спастелей искали два дня, пока тот не позвонил ей из столицы. Поэтому теперь Бруно «не дергается» пока не выяснит всех обстоятельств. За годы работы (Бруно – 29 лет, Герольд – 25) оба стали тонкими психологами, придумали специальный вопросник, чтобы выяснить с чем и кем имеют всякий раз дело и только после «допроса» решают лететь или нет. За сезон более сотни проблем решаются, не выходя из офиса. Двадцать лет назад выезжали по всем вызовам.

Герольд Бинер, пилот вертолета Air Zermatt

Герольд Бинер, пилот вертолета Air Zermatt

Настоящей бедой для обоих стало распространение мобильной связи. Число происшествий снизилось, люди могут созвониться и т.д., но количество эвакуаций возросло: люди не видят склон и звонят – спасите-помогите! Часто в 2-3 часа ночи звонят с горы оголтелые лыжники или горе-альпинисты – ничего не вижу, очень холодно, выручайте! Приходится успокаивать, напоминать о теплой одежде и пище, которая наверняка есть с собой. Если уж совсем плохо, приходится «выезжать на место». Норматив для Герольда и Бруно: от звонка до взлета не более 3-5 минут днем, до места – в общей сложности 15 минут. Ночью – в течении получаса они должны прибыть к пострадавшему.

В самых опасных местах и сложных ситуациях Бруно всегда первый. Он решает как быть, что делать с пострадавшим, он может оказать первую помощь или подготовить место для работы доктора. Для этого зачастую ему приходится висеть на 200-метровом троссе в обвязке над местом, чтобы определить состояние человека там внизу, какие нужны инструменты, чтобы его вынуть из трещины, например, или вообще до него добраться. Самый паршивый случай, говорит, Бруно – это когда не можешь подлететь и надо решить, как идти и идти ли вообще. Решение всегда очень сложное и всегда за Бруно. Поэтому его 12 человек – это просто профи очень высокого класса, готовые ко всему, умеющие действовать в одиночку, но играющие по командным правилам.

Роман Тюляков, Proalps
*опубликовано впервые в журнале Skipass

Автор

Proalps — это творческое объединение профессиональных путешественников, журналистов и фотографов. Нас объединяет активный образ жизни и это большое путешествие в больших горах. Альпы зимой и летом. Блог, новости, личный опыт и впечатления, фото и видео. Мы хотим сделать для вас эти горы для всех ближе, горцев — понятнее, а отдых в горах — содержательным и разнообразным.