Меньше да лучше: мир по Ле Корбюзье

В этой поездке Швейцария открывалась нам с разных непривычных сторон – мы то лазили по деревьям в веревочных парках, то плескались в джакузи на высоте 3000 м, то обедали за гранитным столом стоимостью в 5000 франков, затерянном в джунглях долины Верцаска. То есть, казалось бы, удивить нас чем-то было уже невозможно – и тем не менее на берегу Женевского озера это снова произошло. На этом самом берегу в городке Корсо, что за Веве, стоит вилла в стиле модернизм, построенная знаменитым архитектором Ле Корбюзье и его кузеном Пьером Жаннере для родителей первого. Они переехали туда в 1924 году из дома в Ла-Шо-де-Фоне (тоже творения их сына), который стал для них слишком большим.

Вилла в Корсо, известная под именем Villa le Lac, напротив, миниатюрна. Всего 64 квадратных метра: 16 в длину, 4 в ширину. Делая для нее чертежи, архитектор вдохновлялся «Восточным экспрессом» – то есть поездом, идущим из Парижа в Стамбул! Но эти 64 метра Ле Корбюзье (последние свои годы проживший в доме с одной квадратной комнатой размера 3,66 x 3,66 м) использовал максимально функционально. Туда поместились гостиная, две спальни, ванная, кладовка, комната для стирки, кухня и туалет. И при этом осталось ощущение большого светлого пространства.

Куратор Патрик Мозер, который принимает нас на вилле, в прошлом году получившей статус музея, объясняет это тем, что при строительстве виллы Ле Корбюзье использовал три из придуманных им «Пяти отправных точек современной архитектуры». Свободная планировка, ленточные окна и плоская крыша – вот отличительные черты виллы Le Lac. И – как всегда – бетон в качестве строительного материала.

В интерьере, рассказывает Мозер, также заметен стиль Ле Корбюзье, считавшего, что цвета несут смысловую нагрузку и вообще имеют большое значение. Так, синий, которым выкрашена дальняя стена, помогает зрительно удлинить помещение. Пол коричневый – потому что это цвет земли. В спальне стены теплые – розовые. Под окнами, где батареи, все бордовое. Учитывая свободную планировку (комнаты перетекают одна в другую) и весьма символическую обстановку, эти цвета помогают разобраться, где что было, когда на вилле жили родители архитектора. Вернее, его мать и его брат Альберт – отец умер через год после переезда, зато мать прожила в этом доме больше ста лет.

За пределами дома тоже немало интересного – например, пристройка с отдельным входом, где ночевали Ле Корбюзье с женой. По ней особенно заметно, насколько архитектор был равнодушен к традиционному буржуазному комфорту, предпочитая ему функциональное удобство: в комнате нет ничего, кроме узкой двухъярусной кровати и письменного стола со стулом, водруженных за неимением места на комод.

И не то чтобы Ле Корбюзье так экономил площадь, потому что ему было негде развернуться. Нет, он искренне считал, что каждому человеку требуется не столько жилого пространства, сколько он сам захочет, а вполне конкретное количество квадратных метров. Подсчитать которое позволяет изобретенный им модулор – система, основанная на пропорциях человеческого тела (есть даже серия швейцарских пятифранковых монет, на которых выбит значок модулора – мускулистый здоровяк с поднятой рукой).

И хотя Villa le Lac построена до разработки этой системы, несложно поверить в то, что ее обитатели не страдали там от тесноты. Тем более что к их услугам был еще и маленький тенистый дворик. Ле Корбюзье отделил его от озера бетонной стенкой и прорубил в ней окно. Вернее, даже не окно, а маринистский пейзаж. Архитектор считал, что красота лучше всего воспринимается в малых дозах. И квадратных метрах.

Музей открыт утром в понедельник и после обеда в среду. Вход — 10 франков.

Advertisment ad adsense adlogger