Город как арт-объект или современная экскурсия по Зальцбургу

Неожиданный способ знакомства с Зальцбургом – осмотр 12 арт-объектов, расположенных в общественных местах в разных частях старого города. Вы гарантированно увидите все классические достопримечательности (соборный квартал, гору Мёнхсберг, кафедральный собор, реку Зальцах, университет и другие), но в контексте современного искусства! Прогулка занимает 2-3 часа, ее можно совершить пешком, но приятнее – на велосипеде.

С 2002-го по 2011 год фонд Salzburg Foundation ежегодно приглашал в город известного современного художника, чтобы тот создал в публичном пространстве один арт-объект – свое личное видение Зальцбурга. В результате на площадях, набережных, на горе (и в горе!) и даже в кафедральном соборе появились смелые скульптуры, архитектурные конструкции и инсталляции. В тексте объекты расположены в хронологическом порядке, но осматривать их можно в каком угодно.

A.E.I.O.U., Ансельм Кифер (2002)

Ансельм Кифер построил для своего объекта отдельное помещение. Внутри маленького белого домика со стеклянной дверью надпись A.E.I.O.U на стене, большая картина и художественно осмысленная полка с книгами из свинца, из которой торчит марокканский кустарник. Буквы – акроним. Вариантов интерпретаций больше трехсот, например, с латыни это можно перевести как «Австрии суждено править миром» (император Фридрих III использовал сокращение, имея в виду свои тайные империалистические планы), но есть и шуточные вроде «Казенные харчи обычно несъедобны». Картина называется «Пробуждение в цыганском таборе», на ней выставленные на просушку кирпичи, перетянутые натовской колючей проволокой. Это аллюзия на поэму австрийца Ингеборга Бахмана «Игра окончена». «Для меня это пространство как спящая красавица в забытьи, – говорит художник. – Но каждый входящий может разбудить его, вернуть к жизни».

DSC00598

Где: Фуртвенглер-парк, напротив Театрального комплекса фестивальных залов
Часы работы: с апрель по октябрь – 16:00-21:00, с ноября по март – 14:00-19:00

Марио Мерц, «Числа в лесу» (2003)

Марио Мерц сконструировал из 12 стальных трубок подобие иглу в кустах на горе Мёнхсберг. К трубкам прикреплен 21 короб с неоновыми числами, которые являются началом последовательности Фибоначчи. Мерц считает, что коробочки с числами похожи на листья, которые растут из стальных веток.
Концепция объекта – игра сил, природных и эстетических, эмоциональных и физических. В иглу не чувствуешь себя защищенным как в доме, но все-таки ощущаешь себя немного иначе, чем снаружи. Художник призывает вслед за Фибоначчи искать порядок в природе вещей. Днем отсюда открывается чудесный вид, а по ночам числа горят над городом холодным голубым светом.

Где: гора Мёнхсберг, рядом с музеем современного искусства

Марина Абрамович, «Дух Моцарта» (2004)

Знаменитая перформансистка Марина Абрамович обустроила на набережной у отеля «Захер» лаунж для Моцарта, оркестра и всех желающих. Для композитора – стул высотой 15 метров (гений недостижим!). Для простых смертных – восемь посадочных мест из нержавейки плюс-минус стандартной высоты. Инструкция такая: сядьте на стул, закройте глаза, забудьтесь, потеряйте счет времени. Абрамович так объясняет свое решение: «В самом центре Зальцбурга, пульсирующего энергией, я хотела оборудовать место для созерцания и посвятить его духу Моцарта. Вообще-то духи невидимы, но если вы сделаете для духа стул, то невидимое становится видимым. И каждый, кто надолго задумается, сможет вступить в связь с этими невидимыми силами».

DSC00437

Где: рядом с мостом Штаатсбрюкке

Маркус Люпертц, «Дань уважения Моцарту» (2005)

Моцарт Маркуса Люпертца – это бронзовая женская фигура высотой 2,95 м, совмещенная с бюстом композитора. Люпертц не собирался делать портрет композитора, он хотел изобразить скорее его творчество и сложную личность. Амбивалентность мужского и женского, законченность и фрагментарность, свобода и обязательства. Стоя у подножия статуи, следует размышлять о необходимости и опасности свободы самовыражения, которая свойственна современному искусству.

DSC00463

Где: площадь Урсулиненплац рядом с церковью Святого Марка

Джеймс Туррелл, «Небесное пространство» (2006)

Домик американского архитектора Джеймса Туррелла в форме эллиптического цилиндра с дыркой в потолке сделан из натурального камня, из которого состоит гора Мёнхсберг. Внутри каменные скамейки вдоль стен. Кусочек неба, который виден через отверстие в потолке – важнейшая часть концепции, естественная часть архитектурного решения. Как бывший пилот, Туррелл заинтригован небом и хочет заинтриговать всех остальных. Соседство с музеем современного искусства, конечно, неслучайно, поскольку художник рассматривает искусство как часть бесконечного цикла, что идеально рифмуется с непостоянством неба, обрамленной его постройкой.

DSC00470

Где: гора Мёнхсберг, рядом с музеем современного искусства 
Часы работы: ежедневно, кроме понедельника, с апреля по октябрь – 10:00-20:00, с ноября по март – 10:00-18:00.

Штефан Балкенхоль, «Сфера» и «Женщина в скале» (2007)

Две скульптуры немецкого художника Штефана Балькенхоля; найти первую (золотую сферу с фигурой стоящего на ней мужчины) не составит никакого труда, а за девушкой в розовом платье придется поохотиться. У фигур нет никакой конкретной истории, выражения лиц – нейтральные. Художник предлагает поразмышлять о близости и расстоянии, признаниях и сомнениях, обо всем, что придет в голову, глядя на эти анонимные фигурки.

DSC00118

Где: площади Капительплатц и Тосканинихоф

Энтони Крэгг, «Кальдера» (2008)

Кальдера – особый рельеф, который образуется на вершине вулкана из-за извержения или обрушения стенок кратера. Работа скульптора Энтони Крэгга из патинированной бронзы – это исследование городского пространства, которое изменяется под воздействием драматических процессов. В зависимости от угла зрения, можно различить в перетекающем металле изображения людей, которые то появляются, то исчезают. Зальцбург находится в чаше гор и почувствовать то, что чувствует город, можно если встать в центр «Кальдеры». До вмешательства Крэгга площадь Макартплац была примечательна в основном оживленным движением машин. А сейчас все, кто идут в дом Моцарта или церковь Святой Троицы, спотыкаются взглядом о работу скульптора.

DSC00457

Где: площадь Макартплац

Кристиан Болтански, «Ванитас» (2009)

Беспрецедентное событие! Современное искусство расположилось в крипте Кафедрального собора (лестница слева от алтаря). Болтански установил между стеной и свечами 12 плоских металлических фигурок человечков, и получился театр теней. Акустическая часть инсталляции – говорящие часы. Пляска смерти под сообщение точного времени – сильное впечатление, которое усиливается от осознания, что все это происходит в действующей церкви.

Где: крипта кафедрального собора Зальцбурга
Часы работы: с понедельника по субботу – 10:00-17:00, в воскресенье и праздники – 13:00-17:00

Жауме Пленса, «Авильда» (2010)

Пятиметровая девичья голова во дворе Университета. Каталанец Жауме Пленса сложил ее из двадцати отдельных плит родного испанского белого мрамора. Обычно эта площадь очень оживленная, поэтому Авильде, оторванной от корней, хорошо в толпе красивой молодежи. Работа Пленса символизирует близость и удаленность одновременно. И наверное, передает чувства всех, кто живет в Зальцбурге, но не родился здесь (буквально – находится здесь головой, но сердце оставил где-то далеко).

DSC00583

Где: двор юридического факультета университета Зальцбурга

Эрвин Вурм, «Огурцы» (2011)

Австрийский художник Эрвин Вурм засеял пятью вертикальными огурцами парк у подножия горы. Этими овощами размером примерно в человеческий рост художник хотел сказать кое-что вовсе не об овощах. Его завораживает разнообразие и в то же время схожесть человеческих тел. Мастер нестандартного юмора Вурм как бы говорит нам: огурец – это огурец, каким бы он ни был, а человек – это человек во всем его разнообразии.

DSC00489

Где: Фуртвенглер-парк

Манфред Вакольбингер, «Связь» (2011)

«Коммуникейшн тьюб» находится между старой городской стеной и рекой Зальцах. Труба изгибается так же, как река. Она должна связывать город и жителей, внутреннее содержание и внешнюю форму. Благодаря вмешательству художника, совершенно непримечательное место стало попадать в объективы фотоаппаратов, хотя некоторые горожане не одобряют произведение Вакольбингера. Впрочем, это тоже тема для разговора. Связь.

DSC00426

Где: набережная Рудольфскай

Бригитте Кованц, «Окончательно забытый» (2011)

Австрийская художница Бригитте Кованц установила прозрачные короба с неоновыми словами на опорах моста Штаатсбрюке. В них разные надписи: «окончательно забытый» (Beyond Recall), «представлять себе» (Envision), «посвященный секрет» (Dedicated Secret). Этот мост с 1941 по 1945 годы строили военнопленные, многие из которых погибли. Мемориальный подтекст лег в основу работы Кованц, которая просит помнить о страшных временах.

Где: мост Штаатсбрюке


Фото © ProalpsТекст написан специально для наших друзей Conde Nast Traveller Russia, где и был впервые опубликован.