Skyway Monte Blanco или новая легенда на южной стороне Монблана

История Дино, разрушителя границ

Секондино (Дино) Лора Тотино родился 25 января 1900 года, в небольшом городке Прай в итальянском Пьемонте, в семье владельца текстильной фабрики. Через 5 лет после его рождения родилась идея строительства канатной дороги на Монблан. Окончив в 22 года инженерный факультет Политехнического института в Турине, Дино Тотино проникся настоящей страстью к канатным дорогам – их проектированию и строительству. Ему почему-то казалось, что такой вид транспорта – это довольно остроумный способ преодолеть условные линии на карте, которые по каким-то причинам разделяют людей и называются границами. Размениваться на «мелочи» Тотино не собирался – его манил Монблан. Но – как это часто бывает – от идеи до воплощения нужно было добираться шаг за шагом, поэтапно, и сначала подтвердить свой высокий статус итальянского инженера у себя на родине, в Пьемонте. Поэтому свой первый фуникулер Дино построил в Червинии – между поселком Брей и Плато Роза. Канатную дорогу открыли в 1932 году, а инженеру Тотино присвоили титул графа Червинии – за неординарность проекта.

skyway02

Следующим, совершенно логичным шагом, по мнению Тотино, должно было стать соединение итальянской Червинии со швейцарским Церматтом – в полном соответствии с главной концепцией Дино об объединении государств с помощью канатных дорог. Однако швейцарские власти были не так уж уверены в необходимости такого соединения и отказали Тотино в осуществлении данного проекта. Между тем во Франции, примерно в это же время, состоялось открытие первой линии фуникулера Шамони – Пик дю Миди. Взоры графа обратились к Монблану – теперь можно было подумать и о канатке, которая соединила бы итальянский поселок Курмайор с французской долиной Шамони – преодолев, в соответствие с идеей, кем-то проложенную границу по макушке высочайшей вершине Западной Европы.

Самый высокий подъемник в мире

Спустя восемь лет после окончания строительства фуникулера в Червинии, на итальянской стороне Монблана начинается строительство подъемника от La Palud до Mont Frety – первой очереди канатной дороги с итальянской стороны Монблана. Открылась она в 1946 году, в каждой кабине фуникулера помещалось по 31 человеку. Через год была открыта вторая очередь – от Mt.Frety до Colle de Gigante, с кабинами на 23 человека. Дальнейшее строительство возобновилось лишь в начале 1950-х – под руководством графа Тотино и разработке проекта профессора Туринского политеха Витторио Зиньоли – и было закончено в 1957 году. Само по себе строительство небольшого участка от Рефуджо Торино до Пунта Хельброннер длиной 250 м с перепадом высот в 150 м и кабинками по 8 человек проблемой не было. Проблемой было поднять оборудование и грузы через ледники в массиве Монблана. Технические ресурсы были весьма ограничены – вертолетов, способных доставить строительные материалы на такую высоту, тогда не было. Бригады рабочих составили из альпинистов и горных проводников. Условия работы были неимоверно тяжелыми, стоившими четыре жизни…

Третья очередь канатной дороги на ледник была построена за четыре года и стала в то время самой высокой в мире, а затем долгое время оставалась самой высокой в Европе. В настоящее время рекордсменом является канатная дорога на Пик Эспехо (4765 м) в Венесуэле, а в Европе – фуникулер на Кляйн Маттерхорн в Швейцарии, построенный в 1980-е годы.

Doppelmayr начинает и выигрывает

Однако у всего на свете есть свое начало и свой конец. Так и канатная дорога на пик Хельброннер выработала свой ресурс, при этом желающих увидеть ледники в массиве Монблана меньше не стало точно. Поэтому было принято решение о реконструкции подъемника. Тендер на проектные работы и строительство выиграл итальянский филиал австрийской компании Doppelmayr – южно-тирольская Doppelmayr Italia GmbH. Объем всех работ поначалу был оценен в 105 млн. евро, однако в итоге подъемник от Курмайора до Пика Хелльброннер обошелся в 120 млн.

P.ta Hlbronner

Для строительства новой канатной дороги было создано общество Funivie Monte Blanco, с участием Автономной провинции Аоста. На разработку проекта и проведение тендеров ушло ни много ни мало 12 лет. Результаты тендеров были рассмотрены в течение 3 месяцев – в итоге победу одержал консорциум “Cordée Mont Blanc”, в который, помимо Doppelmayr Italia (30% участия) вошли множество больших и малых строительных компаний, таких как PAC SpA из Больцано, Cogeis SpA, Construzioni Stradali B.G.F. Srl, IVIES SpA и еще один консорциум долины Аоста.

Строительство предполагалось вести в течение 4-х лет. В 2011 году была проведена подготовка строительных площадок, в 2012-м приступили к работам по возведению станций, а уже затем к монтажу несущих опор, тросов и прочего оборудования — с тем, чтобы в 2015 году можно было провести тестовый пуск и проверить работу всех систем.

Церемония по закладке первого камня и начало работ состоялись в апреле 2011-го года. Дело осложнялось тем, что к некоторым площадкам можно было попасть только пешком, на вертолете или же с помощью старой канатной дороги. Поэтому были смонтированы четыре «рабочих» подъемника, которые затем были демонтированы. Что касается работ на самой верхней точке, на высоте 3500 м, то их можно было проводить лишь 3-4 месяца в году.

Skyway Monte Blanco – инновации от 1200 до 3500 м над уровнем моря

Что же представляет собой новый подъемник на Хелльброннер? Его длина по тросу составляет 4,4 км, с перепадом высот 2140 м и скоростью подъема 0,9 м/с. Вместо трех очередей у старой канатной дороги, для того, чтобы достичь вершины на Skyway Monte Blanco понадобится лишь одна пересадка. При этом мощность первой очереди составит 800 чел/час, второй – 600 чел/час.

IMG_1087

Архитектура станций нового подъемника заслуживает отдельного упоминания. Стекло и сталь позволили визуально облегчить конструкцию зданий, а смотровые площадки — насладиться величественными пейзажами. Нижняя станция Skyway Monte Blanco находится в Pontal d’Entreves – напротив канатной дороги Val Veny. С архитектурной точки зрения здание станции полностью вписывается в окружающий пейзаж, несмотря на то, что имеет исключительно современный облик. До паркинга, который расположен непосредственно у станции, легко добраться прямо с автострады – в отличие от нижней станции старого подъемника, куда доступ автотранспорта был затруднен.

Станция пересадки на вторую очередь новой канатной дороги сооружена в непосредственной близости от прежнего здания на Mont Frety – ее перенесли всего лишь на несколько метров. Внутри разместили ресторанный комплекс и конференц-зал. Кроме того, в случае ухудшения погоды здесь можно посетить мультифункциональный медиа-зал, а рядом со станцией по-прежнему располагается легендарный ботанический сад – самый высокогорный в Европе.

Dente del Gigante, Grandes Jorasses, Vallee Blanche и наконец Mont Blanc (4810 м) – какие названия! Все эти легендарные вершины, ледники и долины в окрестностях Монблана можно не то что увидеть – буквально дотянуться рукой! Потому что новая верхняя станция Skyway Monte Blanco находится на высоте 3500 м и, несмотря на довольно ограниченное пространство, оснащена панорамной террасой.

panorama_1

Отсюда, с помощью нового лифта и пробитого в скале нового туннеля, можно попасть к приюту Rifugio Torino. Раньше это можно было сделать, воспользовавшись коротеньким подъемником, а затем поднявшись по ступенькам в тоннеле. Строительство шахты для нового лифта и соединительного туннеля оказалось довольно трудоемким делом. Длина тоннеля – 130 м, через скальную породу он ведет от Rifugio Torino к нижнему входу в шахту лифта диаметром 7 метров и глубиной 70 м. Вначале пробурили тоннель, затем сверху, с помощью тонкого бура, к нему было сделано сквозное отверстие. Далее в тоннель, под станцию канатной дороги, был подведен проходческий щит диаметром 7 м. Шахту лифта стали бурить снизу вверх – это упростило транспортировку отвальной породы, которая затем была перевезена в долину с помощью канатной дороги. Кстати, шахта выполняет две важные задачи: служит для перемещения кабины лифта и одновременно является частью фундамента станции канатной дороги.

Подогрев пола, климат-контроль и саунд-система – новые кабины нового Funivie Monte Blanco

Помимо современной архитектуры новых станций совершенно иными стали и кабины Skyway Monte Blanco. Они имеют круглую форму в сечении и к тому же вращаются вокруг своей оси, делая один оборот за время подъема или спуска. Такими кабинами компании Doppelmayr до сих пор были оснащены лишь 4 канатных дороги в мире: в южно-африканском Кейптауне, в Палм Спрингс (США), на горе Титлис в Швейцарии и на Монте Балдо в Италии. Однако никогда ранее вращающиеся кабины не были установлены на канатных дорогах на такой высоте!

IMG_1011

Как первая, так и вторая очереди фуникулера на Хельброннер имеют по две кабины – по 80 и по 75 человек соответственно. Кроме того, на кабинах второй очереди смонтированы баки для доставки воды к верхней станции. Техническое оснащение внутреннего пространства – это сплошные инновации: пол с подогревом, климатическая и музыкальная установки, мониторы и регулируемая LED-подсветка. Внешние камеры, которые расположены под полом кабины, транслируют на экраны потрясающие кадры того, что проплывает под ногами туристов. На мониторы выводится полная сиюминутная информация о погоде и важнейших событиях в регионе. В общем, даже если панорамные «окна» затянуты туманом, пассажиры Skyway Monte Blanco соскучиться просто не успеют.

Еще несколько слов нужно сказать о ресурсосбережении – что тоже попадает в область инновационных технологий. Так вот – при создании новой канатной дороги на Хелльброннер особое внимание было уделено как можно более полному сохранению энергии. В ход пошли самые последние достижения, начиная от теплоизоляционных материалов и заканчивая встроенными фотоэлектрическими системами и системами отопления с насосами для рекуперации тепла. Таким образом, проектировщики и строители вплотную подошли к «нулевому» циклу потребления энергии.

Кругосветка вокруг Монблана

Так для кого же все-таки построен новый подъемник! Ведь в большинстве своем строительство новых и реконструкция устаревших канаток в Альпах рассчитаны, исходя из потребностей зимнего туризма. С подъемником на пик Хелльброннер все иначе: туристы со всего мира приезжают сюда, чтобы совершить однодневную «кругосветку» на Монблане, поднявшись с помощью канатной дороги с одной стороны массива, спустившись по другой и вернувшись обратно на автобусе. Маршрут остается невероятно популярен – каким еще образом за один день можно увидеть высочайшую альпийскую вершину сразу с двух ракурсов? Хотя, может быть, дело даже не в этом – люди просто хотят прикоснуться к легенде, увидеть Монблан не с самолета, а выйдя на одну из обзорных платформ. Знаменитая вершина, с которой, по сути и началось зарождение альпинизма и горного туризма, место, где служил мессу сам Папа Римский…

Возможно, вложения, сделанные итальянцами, окупятся даже раньше предварительных расчетов. Иначе почему бы французская сторона всерьез задумалась о реконструкции сети канатных дорог – на своем склоне Монблана?

 

Автор

Творческое объединение профессиональных путешественников, журналистов и фотографов. В затяжном путешествии и тревел-блоге о больших горах и горцах, нравах и обычаях, занятиях и развлечениях в Альпах.

Advertisment ad adsense adlogger